Не путайте:

  • Кристаллический – кристальный.
  • Металл – алюминий.
  • Артиллерия – кавалерия.
  • Жужжать – дрожать.
  • Баллы – цимбалы.
  • Иммиграция – эмиграция.
  • Дилемма – проблема.
  • Балл (оценка) – бал (танцы).
  • Расчёт, расчётливый – рассчитывать, рассчитать.
  • Принцесса, клоунесса, – директриса, биссектриса.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

пр. "Как себя чувствуют солдаты во время войны?"

  • Текст: (1)Капитан Сумсков бегло оглядел построи
    (1)Капитан Сумсков бегло оглядел построившихся красноармейцев и, слегка волнуясь, сказал:
          – Товарищи! (2)Получен приказ: занять оборону на высоте, находящейся за хутором, на скрещении дорог. (3)Оборонять высоту до подхода подкреплений. (4)Задача ясна? (5)За последние дни мы много потеряли, но сохранили знамя полка, надо сохранить и честь полка. (6)Держаться будем до последнего!
          (7)Пехотный полк выступил из хутора. (8)Звягинцев толкнул Николая локтем и, оживлённо блестя глазами, сказал:
          – В бой идти со знаменем – это подходяще, а уж отступать с ним – просто не дай бог! (9)Как предполагаешь, устоим?
          (10)Николай решительно кивнул.
          – (11)Надо устоять!
          (12)Около ветряной мельницы босой белоголовый мальчик лет семи, который пас гусей, подбежал поближе к дороге, остановился, чуть шевеля румяными губами, восхищённо рассматривая проходивших мимо красноармейцев. (13)А Николай пристально посмотрел на него и в изумлении широко раскрыл глаза: до чего же похож! (14)Такие же, как у старшего сынишки, широко поставленные голубые глаза, такие же льняные волосы… (15)Неуловимое сходство было и в чертах лица, и во всей небольшой плотно сбитой фигурке. (16)Где-то он теперь, его маленький, бесконечно родной Николенька Стрельцов? (17)Захотелось ещё раз взглянуть на мальчика, так разительно похожего на сына, но Николай сдержался: перед боем не нужны ему воспоминания, от которых размякает сердце. (18)И он вспомнит и подумает о своих осиротелых детишках не в последнюю минуту, а после того, как отбросят немцев от безымянной высоты. (19)А сейчас автоматчику Николаю Стрельцову надо плотнее сжать губы и постараться думать о чём-либо постороннем, так будет лучше…
            (20)Николай всё же не выдержал искушения, оглянулся: мальчик, пропустив колонну, всё ещё стоял у дороги, смотрел красноармейцам вслед и робко, прощально помахивал поднятой над головой загорелой ручонкой. (21)И снова, так же как и утром, неожиданно и больно сжалось у Николая сердце, а к горлу подкатил трепещущий горячий клубок.
            (22)Жара ещё не спала. (23)Солнце по-прежнему нещадно калило землю. (24)И вот наступили те предшествующие бою короткие и исполненные огромного внутреннего напряжения минуты, когда учащённо и глухо бьются сердца и каждый боец, как бы много ни было вокруг него товарищей, на миг чувствует ледяной холодок одиночества и острую, сосущую сердце тоску.
           (25)Танки повели с ходу пушечный огонь. (26)Снаряды ложились, не долетая высоты. (27)Первый танк остановился, не дойдя до группы терновых кустов, второй вспыхнул, повернул было обратно и стал, протянув к небу дегтярно-чёрный, чуть колеблющийся дымный факел. (28)На флангах загорелись ещё два танка. (29)Бойцы усилили огонь, стреляя по пытавшейся подняться пехоте противника, по щелям, по выскакивавшим из люков горевших машин танкистам.
            (30)Придавленная пулемётным огнём, пехота противника несколько раз пыталась подняться и снова залегала. (31)Наконец она поднялась, короткими перебежками пошла на сближение, но в это время танки круто развернулись, двинулись назад, оставив на склоне шесть догорающих и подбитых машин.
            (32)Откуда-то, словно из-под земли, Николай услышал глухой ликующий голос Звягинцева:
           – Здорово мы их! (33)Пускай опять идут, мы их опять!
            (34)Николай зарядил порожние диски, попил немного противно тёплой воды из фляги, посмотрел на часы. (35)Ему казалось, что бой длился несколько минут, а на самом деле с начала атаки прошло больше получаса, заметно склонилось на запад солнце, и лучи его уже стали утрачивать недавнюю злую жгучесть.
            (36)Ещё раз глотнув воды, Николай с сожалением отнял от пересохших губ фляжку, осторожно выглянул из окопа. (37)В ноздри его ударил тяжёлый запах горелого железа и бензина, смешанный с горьким, золистым духом жжёной травы. (38)Около ближайшего танка выгорала трава, по верхушкам ковыля метались мелкие, почти невидимые в дневном свете язычки пламени, на склоне дымились обугленные, тёмные остовы неподвижных танков. (39)Николай не услышал потрясшего землю, обвального грохота взрыва, не увидел тяжко вздыбившейся рядом с ним большой массы земли. (40)Сжатая, тугая волна горячего воздуха смахнула в окоп насыпь переднего бруствера, с силой откинула голову Николая. (41)Очнулся Николай, когда самолёты, с двух заходов ссыпав свой груз, давно уже удалились и немецкая пехота, начав третью по счёту атаку, приблизилась к линии обороны почти вплотную, готовясь к решающему броску. (42)Вокруг Николая гремел ожесточённый бой. (43)Из последних сил держались считаные бойцы полка; слабел их огонь: мало оставалось способных к защите людей; уже на левом фланге пошли в ход ручные гранаты; оставшиеся в живых уже готовились встречать немцев последним штыковым ударом. (44)Настигнув у самого оврага бежавших немцев, начали работать штыками Звягинцев и остальные, далеко отстав от устремившихся вперёд красноармейцев, тяжело припадая на раненую ногу, шёл сержант Любченко, держа в одной руке знамя, другой прижимая к боку выставленный вперёд автомат; выполз из разбитого снарядом окопа раненый капитан Сумсков… (45)Опираясь на левую руку, капитан полз вниз с высоты, следом за своими бойцами. (46)Ни кровинки не было в его известково-белом лице, но он всё же двигался вперёд и, запрокидывая голову, кричал ребячески тонким, срывающимся голоском:
            – Орёлики! (47)Родные мои, вперёд!.. (48)Дайте им жизни!
01.05.2024 14:26:13
Автор: Феликс Харитонов

Как себя чувствуют солдаты во время войны?
    Чтобы привлечь внимание читателей к поставленной проблеме, автор пишет о том, как пехотинец Николай, увидев мальчика у мельницы, похожего на его сына, начал вспоминать и скучать по своему ребенку, от чего «неожиданно и больно сжалось у Николая сердце». Читателю становится ясно, что солдаты испытывают печаль, и очень сильно скучают по своим родным и близким, пока находятся на фронте. 
    
    Важен следующий фрагмент текста: «И вот наступили те предшествующие бою короткие и исполненные огромного внутреннего напряжения минуты, когда учащённо и глухо бьются сердца и каждый боец, как бы много ни было вокруг него товарищей, на миг чувствует ледяной холодок одиночества и острую, сосущую сердце тоску». Становится очевидно: солдаты, несмотря на то, что вокруг них есть соотечественники и товарищи, испытывают чувство одиночества и тоски. 
    
    Эти примеры дополняют друг друга. Анализируя их мы понимаем, что солдаты не только скучают по близким, от чего им становится грустно, но и чувствуют себя очень одиноко на фронте.
    
    Авторская позиция ясна: солдатам во время войны приходится переживать множество чувств и эмоций, вызывающих у них грусть и печаль. 
    
    Я полностью согласен с мнением автора. Действительно, солдатам очень нелегко находиться вне дома, среди незнакомых, и участвовать в боевых действиях, когда в любой момент можно потерять свою жизнь, и больше никогда не увидеть свою семью. Мой прадед был участником Великой Отечественной войны, и мне, к счастью, довелось услышать его рассказы с фронта. И несмотря на его храбрость и мужество, которые он проявлял на поле боя, сражаясь с немцами, ему иногда было очень грустно, и он хотел поскорей увидеть родных.
    В заключение хочу выразить огромную благодарность всем героям Великой Отечественной войны за то, что мы можем жить с мирным небом над головой.  
Количество слов - 282

Рецензент: Марина Волкова

Здравствуйте, Феликс !

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ-2024 Ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 1 балл

Пример 1 в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 указан, пояснен формально. Пояснения нет: Вы повторили пример другими словами. Мысль никак не развивается.  

Важен следующий фрагмент текста: «И вот наступили те предшествующие бою короткие и исполненные огромного внутреннего напряжения минуты, когда учащённо и глухо бьются сердца и каждый боец, как бы много ни было вокруг него товарищей, на миг чувствует ледяной холодок одиночества и острую, сосущую сердце тоску». Становится очевидно: солдаты, несмотря на то, что вокруг них есть соотечественники и товарищи, испытывают чувство одиночества и тоски.
Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована формально: Вы продублировали пояснения. Балл снимается.

При дополнении нужно делать разведение примеров: показать, как именно второй дополняет первый.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса выполнено хорошо.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения – 0 баллов

Ошибки:

Как себя чувствуют солдаты во время войны?
    Чтобы привлечь внимание читателей к поставленной проблеме, автор пишет о том, как пехотинец Николай, увидев мальчика у мельницы, похожего на его сына, начал вспоминать и скучать по своему ребенку, от чего «неожиданно и больно сжалось у Николая сердце».
Логический провал

Между выделенными предложениями нужно добавить переход от формулировки проблемы к комментарию. Чаще всего используют клишированную фразу, к примеру, такую: над этим вопросом размышляет... (фамилия и инициалы автора).

Чтобы привлечь внимание читателей к поставленной проблеме, автор пишет о том, как пехотинец Николай, увидев мальчика у мельницы, похожего на его сына, начал вспоминать и скучать по своему ребенку, от чего «неожиданно и больно сжалось у Николая сердце».
Автора нужно в первый раз назвать.
Героя нужно ввести. Напишите хотя бы одно предложение с сжатым содержанием.
Авторская позиция ясна: солдатам во время войны приходится переживать множество чувств и эмоций, вызывающих у них грусть и печаль.
ПА дублирует пояснения и анализ связи.  
И несмотря на его храбрость и мужество, которые он проявлял на поле боя, сражаясь с немцами, ему иногда было очень грустно, и он хотел поскорей увидеть родных.
Неверно выбранный логический маркер: почему Вы выбираете уступку? Было грустно, несмотря на храбрость: непонятно, как связаны мужество и грусть.
В заключение хочу выразить огромную благодарность всем героям Великой Отечественной войны за то, что мы можем жить с мирным небом над головой.  
Вывод = обобщение
У Вас новый тезис, требующий доказательства.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл

K7 - Соблюдение орфографических норм + 3 балла

K8 - Соблюдение пунктуационных норм + 1 балл

Ошибки:

Читателю становится ясно, что солдаты испытывают печаль, и очень сильно скучают по своим родным и близким, пока находятся на фронте.
Лишняя запятая: однородные сказуемые с союзом И (солдаты испытывают печаль и скучают)

Анализируя их мы понимаем, что солдаты не только скучают по близким, от чего им становится грустно, но и чувствуют себя очень одиноко на фронте.
Пропущена запятая при ДО

Действительно, солдатам очень нелегко находиться вне дома, среди незнакомых, и участвовать в боевых действиях, когда в любой момент можно потерять свою жизнь, и больше никогда не увидеть свою семью.
Запятая лишняя: однородные подчинение придаточных (когда в любой момент можно потерять свою жизнь и когда (союзное слово подразумевается) больше никогда не увидеть свою семью).
И несмотря на его храбрость и мужество, которые он проявлял на поле боя, сражаясь с немцами, ему иногда было очень грустно, и он хотел поскорей увидеть родных.
Пропущена запятая перед оборотом с несмотря на

K9 - Соблюдение грамматических норм + 2 балла

Ошибки:

K10 - Соблюдение речевых норм + 2 балла

Ошибки:

Авторская позиция ясна: солдатам во время войны приходится переживать множество чувств и эмоций, вызывающих у них грусть и печаль.
Неточно подобранные слова
Думаю, что не совсем уместно использовать слова «грусть» и «печаль». Когда вокруг разрушения и смерть, нормальный человек не просто грусть испытывает.
увидев мальчика у мельницы, похожего на его сына
Нарушение порядка слов: увидев у мельницы мальчика, похожего на сына

K11 - Соблюдение этических норм + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности + 1 балл

Общие рекомендации

Следует усилить работу над комментарием. Вы знаете, из чего он должен состоять, но пока дублируете примеры и пояснения, анализ связи и позицию автора. Повторять ничего не надо: это всё логические ошибки. Обратите внимание на вывод: он должен выводить прежнюю мысль на новый уровень, а не содержать новую.
Вы грамотны: все ошибки, которые допустили, в сложных случаях — повторите эти правила.
Сильной стороной работы является обоснование собственной позиции — рассказ о Вашем прадеде.

Удачи на ЕГЭ!


Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 0
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 1
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 1
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 2
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 15

Возврат к списку