Запомни!

Пиши с одной Н:
прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема подлости и трусости

  • Текст: Г. Бакланов. Южнее главного удара

    (1)За год службы в батарее Долговушин переменил множество должностей, нигде не проявив способностей. (2)Безропотный, молчаливо-старательный, всё бы хорошо, только уж больно бестолков оказался. (3)Когда выпадало опасное задание, о нём говорили: «Этот не справится». (4)А раз не справится, зачем посылать? (5)И посылали другого. (6)Так Долговушин откочевал в повозочные. (7)Он не просил, его перевели. (8)Может быть, теперь, к концу войны, за неспособностью воевал бы он уже где-нибудь на складе ПФС, но в повозочных суждено было ему попасть под начало старшины Пономарёва. (9)Этот не верил в бестолковость и сразу объяснил свои установки:

    − В армии так: не знаешь − научат, не хочешь − заставят.(10)− И ещё сказал: (11) − Отсюда тебе путь один: в пехоту. (12)Так и запомни.

    (13)− Что ж пехота? (14)И в пехоте люди живут, − уныло отвечал Долговушин, больше всего на свете боявшийся снова попасть в пехоту.

    (15)С тем старшина и начал его воспитывать. (16)Долговушину не стало житья. (17)Вот и сейчас он тащился на наблюдательный пункт, под самый обстрел, всё ради того же воспитания.

    (18)Два километра − не велик путь, но к фронту, да ещё под обстрелом... (19)Опасливо косясь на дальние разрывы, он старался не отстать от старшины.

    (20)Чем дальше в тыл, тем несуетливей, уверенней делался Долговушин. (21)До кукурузы оставалось метров пятьдесят, когда на гребень окопа вспрыгнул человек в каске. (22)Расставив короткие ноги, чётко видный на фоне неба, он поднял над головой винтовку, потряс ею и что-то крикнул.

    (23)− Немцы! − обмер Долговушин.

    (24)− Я те дам «немцы»! − прикрикнул старшина и погрозил пальцем.

    (25)Он всю дорогу не столько за противником наблюдал, сколько за Долговушиным, которого твёрдо решил перевоспитать. (26)И когда тот закричал «немцы», старшина, относившийся к нему подозрительно, не только усмотрел в этом трусость, но ещё и неверие в порядок и разумность, существующие в армии. (27)Однако Долговушин, обычно робевший начальства, на этот раз, не обращая внимания, кинулся бежать назад и влево.

    (28)− Я те побегу! − кричал ему вслед Пономарёв и пытался расстегнуть кобуру нагана.

    (29)Долговушин упал, быстро-быстро загребая руками, мелькая подошвами сапог, пополз с термосом на спине. (30)Пули уже вскидывали снег около него.

    (31)Ничего не понимая, старшина смотрел на эти вскипавшие снежные фонтанчики. (32)Внезапно за Долговушиным, в открывшейся под скатом низине, он увидел санный обоз. (33)На ровном, как замёрзшая река, снежном поле около саней стояли лошади. (34)Другие лошади валялись тут же. (35)От саней веером расходились следы ног и глубокие борозды, оставленные ползшими людьми. (36)Они обрывались внезапно, и в конце каждой из них, где догнала его пуля, лежал ездовой. (37)Только один, уйдя уже далеко, продолжал ползти с кнутом в руке, а по нему сверху безостановочно бил пулемет.

    (38)«Немцы в тылу!» − понял Пономарёв. (39)Теперь, если надавят с фронта и пехота начнет отходить, отсюда, из тыла, из укрытия, немцы встретят её пулемётным огнём. (40)На ровном месте это − уничтожение.

    (41)− Правей, правей ползи! − закричал он Долговушину. (42)Но тут старшину толкнуло в плечо, он упал и уже нe видел, что произошло с повозочным. (43)Только каблуки Долговушина мелькали впереди, удаляясь. (44)Пономарёв тяжело полз за ним следом и, подымая голову от снега, кричал: − Правей бери, правей! (45)Там скат!

    (46)Каблуки вильнули влево. (47)«Услышал!» − радостно подумал Пономарёв. (48)Ему наконец удалось вытащить наган. (49)Он обернулся и, целясь, давая Долговушину уйти, выпустил в немцев все семь патронов. (50)Но в раненой руке нe было упора. (51)Потом он опять пополз. (52)Метров шесть ему осталось до кукурузы, не больше, и он уже подумал про себя: «Теперь − жив». (53)Тут кто-то палкой ударил его по голове, по кости. (54)Пономарёв дрогнул, ткнулся лицом в снег, и свет померк.

    (56)А Долговушин тем временем благополучно спустился под скат. (57)Здесь пули шли поверху. (58)Долговушин отдышался, вынул из-за отворота ушанки «бычок» и, согнувшись, искурил его. (59)Он глотал дым, давясь и обжигаясь, и озирался по сторонам. (60)Наверху уже не стреляли. (61)Там всё было кончено. (62)«Правей ползи», − вспомнил Долговушин и усмехнулся с превосходством живого над мёртвым.

    (63)− Вот те и вышло правей...

    (64)Где ползком, где сгибаясь и перебежками, выбрался он из-под огня, и тот, кто считал, что Долговушин «богом ушибленный», поразился бы сейчас, как толково, применяясь к местности, действует он.

    (65)Вечером Долговушин пришёл на огневые позиции. (66)Он рассказал, как они отстреливались, как старшину убило на его глазах и он пытался тащить, его мёртвого. (67)Он показал пустой диск автомата. (68)Сидя на земле рядом с кухней, он жадно ел, а повар ложкой вылавливал из черпака мясо и подкладывал ему в котелок. (69)И все сочувственно смотрели на Долговушина.

    (70)«Вот как нельзя с первого взгляда составлять мнение о людях, − подумал Назаров, которому Долговушин не понравился. (71)− Я его считал человеком себе на уме, а он вот какой, оказывается. (72)Просто я ещё не умею разбираться в людях...»

    (73)И поскольку в этот день ранило каптёра[1], Назаров, чувствуя себя виноватым перед Долговушиным, позвонил командиру батареи, и Долговушин занял тихую, хлебную должность каптёра.

    (По Г. Бакланову*)


    [1] Каптёр (каптенармус) – должностное лицо в воинской части (в Советской Армии до 1959 г.), ведающее хранением и выдачей снаряжения, имущества, продовольствия.



13.11.2020 11:47:23
Автор: Светлана Фёдорова

           Одной из главных проблем представленного для анализа текста Г. Бакланова "Южнее главного удара" является проблема подлости и трусости.
           Размышляя над данной проблемой, Г. Бакланов повествует нам, читателям, о Долговушине, солдате, который сменил множество должностей , но по итогу "сильно бестолков оказался". Таким образом, главный герой оказался в повозочных под началом старшины Пономарёва, твёрдо взявшегося за его перевоспитание. Но в один из дней Долговушин и Пономарёв встречают немецкую засаду , тут то и проявляется подлость и трусость главного героя: первым заметив врага, он тут же бросился бежать , спасая только собственную жизнь, ни разу не задумавшись об участи старшины и бросив его на верную смерть, поступив ничтожно и бесчестно.
           Также рассуждая над поставленной проблемой ,автор акцентирует внимание на поведении Долговушина ,после произошедшей встречи с немцами и его трусливом оставлении старшины Пономарёва. Главный герой не только эгоистично оценил ситуацию, усмехнувшись с "превосходством живого над мёртвым", но и придя на огневые позиции ,Долговушин начал откровенно врать о том , что спасал убитого на его глазах старшину, отчаянно отстреливаясь , совершенно не заслуженно выставляя себя героем в глазах других и не говоря правды о своём бессовестном бегстве.
            Оба примера , взаимодополняя друг друга, помогают в понимании проблемы текста и рассуждений автора над этой проблемой, показывая всю гадкую подлость  и бессовестную трусость в поступках главного героя.
            Позиция автора ясна: трусливый и подлый человек является воплощением лицемерия, такие люди лживы и неприятны ,а самым важным и правильным считаются старания , направленные на то, чтобы не быть таким человеком, то есть автор призывает нас , показывая пример такого мерзкого человека, его поступков и вида со стороны, помогать своим товарищам , заботиться о других и проявлять уважение без наглости и лжи.
            Я полностью согласна с позицией автора , так как нельзя бросать людей даже в самых трудных и неожиданных ситуациях. Подлый человек отталкивает от себя своё окружение своей бесчестностью, по итогу оставаясь только с самим собой и своей эгоистичной ложью.
            Подводя итог всему вышесказанному , хотелось бы снова сказать , что люди, по типу Долговушина, никогда не будут иметь верных и настоящих товарищей , они существуют лишь в своём узколичном мире, проявляя заботу лишь о себе. Трусость же является своего рода тоже подлостью, ведь возникает в тех же эгоистичных целях , касающихся исключительно своей сохранности, и принимает вид отрицательной черты характера человека. Нам остается только быть честными , готовыми оказать помощь своим товарищам и быть полными уважения к другим , противясь проявлению в себе таких качеств , как подлость и трусость.
Количество слов - 388

Рецензент: Дарья Полищук

Здравствуйте, Светлана!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 2 балла

Комментарий ОЧЕНЬ похож на пересказ. Происходит так потому, что Вы не умеете анализировать текст, вычленять в нем важные эпизоды и видеть их взаимосвязь.

Пример 1 в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 не указан, не пояснен.

Долговушин начал откровенно врать о том , что спасал убитого на его глазах старшину, отчаянно отстреливаясь , совершенно не заслуженно выставляя себя героем в глазах других и не говоря правды о своём бессовестном бегстве.
В этом проявляется лживость Долговушина, а не трусость.

Взаимосвязь между примерами не определена, не проанализирована.

Светлана, Вы выявили вовсе  не основную проблему текста, поэтому и не получилось подобрать второй пример. Здесь главной является проблема поведения людей в критической ситуации. Очевидно, что персонажи ведут себя по-разному: Долговушин думает о себе, а Пономарев -  о боевом товарище. Долговушин проявляет малодушие, эгоизм, а Пономарев - благородство и смелость. Отсюда и главная идея текста, заключающаяся в том, что в критической ситуации НУЖНО вести себя отважно и благородно.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, но нет конкретного примера  - обоснование тезиса.

 K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл.

Ошибки:

Также рассуждая над поставленной проблемой ,автор акцентирует внимание на поведении Долговушина ,после произошедшей встречи с немцами и его трусливом оставлении старшины Пономарёва.
1) Нельзя начинать абзац со слова ТАКЖЕ.
Подводя итог всему вышесказанному , хотелось бы снова сказать , что люди, по типу Долговушина, никогда не будут иметь верных и настоящих товарищей , они существуют лишь в своём узколичном мире, проявляя заботу лишь о себе.
2) Недопустимо в выводе предлагать новые тезисы, т.е. переходить на другие предметы речи. Поучитесь делать эту часть сочинения правильно.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.

Речь выразительная, синтаксические конструкции разнообразные! Однако из-за многочисленных речевых ошибок максимальный балл по К6 Вы не получаете.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.

Ошибки:

Также рассуждая над поставленной проблемой ,автор акцентирует внимание на поведении Долговушина ,после произошедшей встречи с немцами и его трусливом оставлении старшины Пономарёва.
1) Лишняя запятая после ДОЛГОВУШИНА.
Главный герой не только эгоистично оценил ситуацию, усмехнувшись с "превосходством живого над мёртвым", но и придя на огневые позиции ,Долговушин начал откровенно врать о том , что спасал убитого на его глазах старшину, отчаянно отстреливаясь , совершенно не заслуженно выставляя себя героем в глазах других и не говоря правды о своём бессовестном бегстве.
2) Не обособлен деепричастный оборот.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.

Ошибки:

Также рассуждая над поставленной проблемой ,автор акцентирует внимание на поведении Долговушина ,после произошедшей встречи с немцами и его трусливом оставлении старшины Пономарёва.
1) Нарушение управления. Рассуждать НАД проблемой нельзя. Можно рассуждать О проблеме.
Главный герой не только эгоистично оценил ситуацию, усмехнувшись с "превосходством живого над мёртвым", но и придя на огневые позиции ,Долговушин начал откровенно врать о том , что спасал убитого на его глазах старшину, отчаянно отстреливаясь , совершенно не заслуженно выставляя себя героем в глазах других и не говоря правды о своём бессовестном бегстве.
2) Неверное построение предложения с однородными членами. Союз НЕ ТОЛЬКО-НО И должен соединять однородные члены. В Вашем сочинении он соединяет обстоятельство и сказуемое.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов.

Ошибки:

Одной из главных проблем представленного для анализа текста Г. Бакланова "Южнее главного удара" является проблема подлости и трусости.
           Размышляя над данной проблемой, Г. Бакланов повествует нам, читателям, о Долговушине, солдате, который сменил множество должностей , но по итогу "сильно бестолков оказался".
1) Повтор.

2) Данный - канцеляризм.

3) Нужно: в итоге. Эта ошибка встретилась в работе два раза, что лишило Вас сразу двух баллов.

Таким образом, главный герой оказался в повозочных под началом старшины Пономарёва, твёрдо взявшегося за его перевоспитание.
4) Неуместное употребление вводного слова. Вы же не делаете дальше вывод. Корректно: вскоре.
Оба примера , взаимодополняя друг друга, помогают в понимании проблемы текста и рассуждений автора над этой проблемой, показывая всю гадкую подлость  и бессовестную трусость в поступках главного героя.
5) Верно: дополняя друг друга. Неудачное клише.  Лучше пишите о том, что они помогают постичь авторский замысел, и далее анализируйте взаимосвязь.
6) Лексическая несочетаемость. Трусость не может быть бессовестной. Этот эпитет применим к человеку.
Позиция автора ясна: трусливый и подлый человек является воплощением лицемерия, такие люди лживы и неприятны ,а самым важным и правильным считаются старания , направленные на то, чтобы не быть таким человеком, то есть автор призывает нас , показывая пример такого мерзкого человека, его поступков и вида со стороны, помогать своим товарищам , заботиться о других и проявлять уважение без наглости и лжи.
7)  Корректно: поведение.

Другие речевые ошибки отмечены цветом.
Подводя итог всему вышесказанному , хотелось бы снова сказать , что люди, по типу Долговушина, никогда не будут иметь верных и настоящих товарищей , они существуют лишь в своём узколичном мире, проявляя заботу лишь о себе. Трусость же является своего рода тоже подлостью, ведь возникает в тех же эгоистичных целях , касающихся исключительно своей сохранности, и принимает вид отрицательной черты характера человека. Нам остается только быть честными , готовыми оказать помощь своим товарищам и быть полными уважения к другим , противясь проявлению в себе таких качеств , как подлость и трусость.
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Ошибки:

Общие рекомендации: следует усилить работу над анализом текста, комментарием,  структурой сочинения в целом, речевым оформлением. Приходите на наши бесплатные вебинары по понедельникам!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 0
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 2
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 14

Возврат к списку