Запомни!

Пиши с одной Н:
прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема поведения людей в критической ситуации

  • Текст: Г. Бакланов. Южнее главного удара

    (1)За год службы в батарее Долговушин переменил множество должностей, нигде не проявив способностей. (2)Безропотный, молчаливо-старательный, всё бы хорошо, только уж больно бестолков оказался. (3)Когда выпадало опасное задание, о нём говорили: «Этот не справится». (4)А раз не справится, зачем посылать? (5)И посылали другого. (6)Так Долговушин откочевал в повозочные. (7)Он не просил, его перевели. (8)Может быть, теперь, к концу войны, за неспособностью воевал бы он уже где-нибудь на складе ПФС, но в повозочных суждено было ему попасть под начало старшины Пономарёва. (9)Этот не верил в бестолковость и сразу объяснил свои установки:

    − В армии так: не знаешь − научат, не хочешь − заставят.(10)− И ещё сказал: (11) − Отсюда тебе путь один: в пехоту. (12)Так и запомни.

    (13)− Что ж пехота? (14)И в пехоте люди живут, − уныло отвечал Долговушин, больше всего на свете боявшийся снова попасть в пехоту.

    (15)С тем старшина и начал его воспитывать. (16)Долговушину не стало житья. (17)Вот и сейчас он тащился на наблюдательный пункт, под самый обстрел, всё ради того же воспитания.

    (18)Два километра − не велик путь, но к фронту, да ещё под обстрелом... (19)Опасливо косясь на дальние разрывы, он старался не отстать от старшины.

    (20)Чем дальше в тыл, тем несуетливей, уверенней делался Долговушин. (21)До кукурузы оставалось метров пятьдесят, когда на гребень окопа вспрыгнул человек в каске. (22)Расставив короткие ноги, чётко видный на фоне неба, он поднял над головой винтовку, потряс ею и что-то крикнул.

    (23)− Немцы! − обмер Долговушин.

    (24)− Я те дам «немцы»! − прикрикнул старшина и погрозил пальцем.

    (25)Он всю дорогу не столько за противником наблюдал, сколько за Долговушиным, которого твёрдо решил перевоспитать. (26)И когда тот закричал «немцы», старшина, относившийся к нему подозрительно, не только усмотрел в этом трусость, но ещё и неверие в порядок и разумность, существующие в армии. (27)Однако Долговушин, обычно робевший начальства, на этот раз, не обращая внимания, кинулся бежать назад и влево.

    (28)− Я те побегу! − кричал ему вслед Пономарёв и пытался расстегнуть кобуру нагана.

    (29)Долговушин упал, быстро-быстро загребая руками, мелькая подошвами сапог, пополз с термосом на спине. (30)Пули уже вскидывали снег около него.

    (31)Ничего не понимая, старшина смотрел на эти вскипавшие снежные фонтанчики. (32)Внезапно за Долговушиным, в открывшейся под скатом низине, он увидел санный обоз. (33)На ровном, как замёрзшая река, снежном поле около саней стояли лошади. (34)Другие лошади валялись тут же. (35)От саней веером расходились следы ног и глубокие борозды, оставленные ползшими людьми. (36)Они обрывались внезапно, и в конце каждой из них, где догнала его пуля, лежал ездовой. (37)Только один, уйдя уже далеко, продолжал ползти с кнутом в руке, а по нему сверху безостановочно бил пулемет.

    (38)«Немцы в тылу!» − понял Пономарёв. (39)Теперь, если надавят с фронта и пехота начнет отходить, отсюда, из тыла, из укрытия, немцы встретят её пулемётным огнём. (40)На ровном месте это − уничтожение.

    (41)− Правей, правей ползи! − закричал он Долговушину. (42)Но тут старшину толкнуло в плечо, он упал и уже нe видел, что произошло с повозочным. (43)Только каблуки Долговушина мелькали впереди, удаляясь. (44)Пономарёв тяжело полз за ним следом и, подымая голову от снега, кричал: − Правей бери, правей! (45)Там скат!

    (46)Каблуки вильнули влево. (47)«Услышал!» − радостно подумал Пономарёв. (48)Ему наконец удалось вытащить наган. (49)Он обернулся и, целясь, давая Долговушину уйти, выпустил в немцев все семь патронов. (50)Но в раненой руке нe было упора. (51)Потом он опять пополз. (52)Метров шесть ему осталось до кукурузы, не больше, и он уже подумал про себя: «Теперь − жив». (53)Тут кто-то палкой ударил его по голове, по кости. (54)Пономарёв дрогнул, ткнулся лицом в снег, и свет померк.

    (56)А Долговушин тем временем благополучно спустился под скат. (57)Здесь пули шли поверху. (58)Долговушин отдышался, вынул из-за отворота ушанки «бычок» и, согнувшись, искурил его. (59)Он глотал дым, давясь и обжигаясь, и озирался по сторонам. (60)Наверху уже не стреляли. (61)Там всё было кончено. (62)«Правей ползи», − вспомнил Долговушин и усмехнулся с превосходством живого над мёртвым.

    (63)− Вот те и вышло правей...

    (64)Где ползком, где сгибаясь и перебежками, выбрался он из-под огня, и тот, кто считал, что Долговушин «богом ушибленный», поразился бы сейчас, как толково, применяясь к местности, действует он.

    (65)Вечером Долговушин пришёл на огневые позиции. (66)Он рассказал, как они отстреливались, как старшину убило на его глазах и он пытался тащить, его мёртвого. (67)Он показал пустой диск автомата. (68)Сидя на земле рядом с кухней, он жадно ел, а повар ложкой вылавливал из черпака мясо и подкладывал ему в котелок. (69)И все сочувственно смотрели на Долговушина.

    (70)«Вот как нельзя с первого взгляда составлять мнение о людях, − подумал Назаров, которому Долговушин не понравился. (71)− Я его считал человеком себе на уме, а он вот какой, оказывается. (72)Просто я ещё не умею разбираться в людях...»

    (73)И поскольку в этот день ранило каптёра[1], Назаров, чувствуя себя виноватым перед Долговушиным, позвонил командиру батареи, и Долговушин занял тихую, хлебную должность каптёра.

    (По Г. Бакланову*)


    [1] Каптёр (каптенармус) – должностное лицо в воинской части (в Советской Армии до 1959 г.), ведающее хранением и выдачей снаряжения, имущества, продовольствия.



24.02.2021 11:08:38
Автор: Егор Софяник

         Война- это трудное время, в которое каждый показывает себя как может. Кто-то старается быть храбрецом, а кто-то наоборот показывает себя трусом. И именно проблемой  поведения в трудной ситуации задается Г.Бакланов.
          Раскрывая данную проблему, автор переносит нас во времена войны.Где главный герой- Долговушин, повел себя как трус. Старшина Паномарёв, веря в героя, взял его на боевое задание, во время которого Долговушин столкнулся со своим страхом- немцами. Из-за своего страха герой потерял единственного человека, который верил в него- старшину Понаморёва. После герой не смог признаться товарищам о содеянном. Он повел себя как настоящий трус.
          Человек который повел себя как герой- это старшина Пономарёв. Во время обстрела он старался помочь Долговушину, тем самым погиб сам. Он настоящий герой, который не побоялся смерти, а спас товарища.
          Позиция автора мне понятна. Во время войны не каждый может побороть свои страхи, и поэтому ведет себя как трус
          С позицией автора трудно не согласится. Каждый человек разный, у каждого свой характер. Кто-то старается спасти как можно больше людей ценой своей жизни, а кто-то проявляет трусость и старается спасти только себя.
           Таким образом, можно сказать, что каждый в критической ситуации ведет себя по разному.    
Количество слов - 190

Рецензент: Юлия Красовских
Здравствуйте, Егор.
Видно, что при написании своего сочинения вы старались следовать коммуникативному замыслу, подбирали материал и способы его преподнесения, но, к сожалению, не всё удалось реализовать в работе.
Зачёт по проблеме и позиции автора вы получаете. Первый пример я зачла.
Раскрывая данную проблему, автор переносит нас во времена войны.Где главный герой- Долговушин, повел себя как трус. Старшина Паномарёв, веря в героя, взял его на боевое задание, во время которого Долговушин столкнулся со своим страхом- немцами. Из-за своего страха герой потерял единственного человека, который верил в него- старшину Понаморёва. После герой не смог признаться товарищам о содеянном.
А вот пояснение к нему формальное и слишком короткое:
Он повел себя как настоящий трус.
Следовало объяснить, для чего этот пример в тексте приведён, как он соотносится с проблемой поведения героя в экстремальной ситуации. Вы этого не сделали.
Второй пример и пояснение к нему ещё короче в ущерб содержанию и глубине.
  Человек который повел себя как герой- это старшина Пономарёв. Во время обстрела он старался помочь Долговушину, тем самым погиб сам. Он настоящий герой, который не побоялся смерти, а спас товарища.
С большой натяжкой ставлю баллы за пример и пояснение только потому, что в примере перечислены факты: обстрел, старался помочь, погиб. В комментарии не просто слово герой написано (как в первом случае трус), но сделана хоть какая-то попытка объяснения: "не побоялся смерти, а спас товарища".
Связь между примерами в сочинении не обозначена и не проанализирована.
Обоснование согласия с автором тоже формальное. Просто повторяется то, что уже звучало при формулировании позиции автора. К сожалению, за такое обоснование не получится не только начислить балл по К 4, но и за логику (неоправданные повторы) по К 5 тоже придётся снять.

Грамотность в сочинении тоже не на высоком уровне.
Таким образом, можно сказать, что каждый в критической ситуации ведет себя по разному.    
Орфографическая ошибка. Наречие по-разному пишется через дефис.
Пунктуационные ошибки:
Кто-то старается быть храбрецом, а кто-то наоборот показывает себя трусом.
Вводное слово нужно выделить запятыми.
Где главный герой- Долговушин, повел себя как трус.
Приложение Долговушин выражено именем собственным и относится к нарицательному, поэтому выделять его не нужно. Между подлежащим и сказуемым герой повёл тоже никакие знаки не нужны.
Из-за своего страха герой потерял единственного человека, который верил в него- старшину Понаморёва.
Закончилось придаточное предложение - нужно поставить запятую.
Человек который повел себя как герой- это старшина Пономарёв.
Придаточное внутри главного с двух сторон выделяем запятыми.

Грамматическое и речевое оформление тоже не блещут совершенством.
  Война- это трудное время, в которое каждый показывает себя как может. Кто-то старается быть храбрецом, а кто-то наоборот показывает себя трусом.
Неудачное словоупотребление: на войне никто себя не показывает. Там принимают участвуют и как-то проявляют, в зависимости от того, что важно и значимо для человека. При этом неоправданный повтор.
И именно проблемой  поведения в трудной ситуации задается Г.Бакланов.
Люди задаются вопросами, а о проблеме размышляют. Неверное словоупотребление.
  Раскрывая данную проблему, автор переносит нас во времена войны.Где главный герой- Долговушин, повел себя как трус.
Придаточное предложение не следовало оформлять как отдельное, самостоятельное предложение.
Старшина Паномарёв, веря в героя, взял его на боевое задание, во время которого Долговушин столкнулся со своим страхом- немцами.
Долговушин боялся немцев и столкнулся с ними. А страх он проявил, а не столкнулся с ним. Грамматически неверное построение конструкции.
Долговушин столкнулся со своим страхом- немцами. Из-за своего страха герой потерял единственного человека, который верил в него- старшину Понаморёва.
Неоправданный повтор.
Старшина Паномарёв, веря в героя, взял его на боевое задание, во время которого Долговушин столкнулся со своим страхом- немцами. Из-за своего страха герой потерял единственного человека, который верил в него- старшину Понаморёва. После герой не смог признаться товарищам о содеянном.
Неоправданные повторы. Признаться (в чём?) в содеянном. Грамматическая ошибка.

Во время обстрела он старался помочь Долговушину, тем самым погиб сам.
Неудачное построение сложного предложения. Лучше было сказать из-за этого.
Позиция автора мне понятна. Во время войны не каждый может побороть свои страхи, и поэтому ведет себя как трус
          С позицией автора трудно не согласится. Каждый человек разный, у каждого свой характер. Кто-то старается спасти как можно больше людей ценой своей жизни, а кто-то проявляет трусость и старается спасти только себя.
           Таким образом, можно сказать, что каждый в критической ситуации ведет себя по разному.    
Неоправданный повтор. Сказуемое оформлено неудачно, следует перестроить это предложение.

По К6, возможно, кто-то из экспертов даже и 1 балл бы не поставил из-за бедности словаря.
Вера старшины Пономарёва в Долговушина тоже вызывает сомнение. В тексте написано: "...суждено было ему попасть под начало старшины Пономарёва", который "не верил в бестолковость и сразу объяснил свои установки": "...не знаешь - научат, не хочешь - заставят" или "в пехоту". И дальше "старшина... начал его воспитывать" и "Долговушину не стало житья". Слова Пономарёва больше похожи на угрозу, а его желание перевоспитать никчёмного бойца тоже мало похоже на "веру".

В заключение хочу пожелать вам, Егор, внимательнее вчитываться в текст, развивать свою речь, читая и пересказывая прочитанное, фиксируя самые разнообразные свои размышления письменно. Это, конечно, работа небыстрая, трудоёмкая, но благодарная, дающая свои плоды и развивающая вас как человека.

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 3
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 0
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 0
Итоговый балл - 10

Возврат к списку