Запомни!

Пиши с одной Н:
прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

проблема определения главной задачи культурного человека

  • Текст: А. Чехов. Дом с мезонином (отрывок)

    — (1) В Малозёмове гостит князь, тебе кланяется, — говорила Лида матери, вернувшись откуда-то и снимая перчатки. — (2) Рассказывал много интересного... (3) Обещал опять поднять в губернском собрании вопрос о медицинском пункте в Малозёмове, но, говорит, мало надежды. — (4) И, обратясь ко мне, она сказала:

    — Извините, я всё забываю, что для вас это не может быть интересно.

    (5) Я почувствовал раздражение.

    — (6) Почему же не интересно? — спросил я и пожал плечами. — (7) Вам не угодно знать моё мнение, но уверяю вас, этот вопрос меня живо интересует.

    — (8) Да?

    — (9) Да. (10) По моему мнению, медицинский пункт в Малозёмове вовсе не нужен.

    (11) Моё раздражение передалось и ей; она посмотрела на меня, прищурив глаза, и спросила:

    — Что же нужно? (12) Пейзажи?

    — (13) И пейзажи не нужны. (14) Ничего там не нужно.

    (15) Она кончила снимать перчатки и развернула газету, которую только что привезли с почты; через минуту она сказала тихо, очевидно сдерживая себя:

    — На прошлой неделе умерла от родов Анна, а если бы поблизости был медицинский пункт, то она осталась бы жива. (16) И господа пейзажисты, мне кажется, должны бы иметь какие-нибудь убеждения на этот счёт.

    — (17) Я имею на этот счёт очень определённое убеждение, уверяю вас, — ответил я, а она закрылась от меня газетой, как бы не желая слушать. — (18) По-моему, медицинские пункты, школы, библиотечки, аптечки при существующих условиях служат только порабощению. (19) Народ опутан цепью великой, и вы не рубите этой цепи, а лишь прибавляете новые звенья — вот вам моё убеждение.

    (20) Она подняла на меня глаза и насмешливо улыбнулась, а я продолжал, стараясь уловить свою главную мысль:

    Не то важно, что Анна умерла от родов, а то, что все эти Анны, Мавры, Пелагеи с раннего утра до потёмок гнут спины, болеют от непосильного труда, всю жизнь дрожат за голодных и больных детей, всю жизнь боятся смерти и болезней, всю жизнь лечатся, рано блёкнут, рано старятся и умирают в грязи и в вони; их дети, подрастая, начинают ту же музыку, и так проходят сотни лет, и миллиарды людей живут хуже животных — только ради куска хлеба, испытывая постоянный страх. (21) Весь ужас их положения в том, что им некогда о душе подумать, некогда вспомнить о своём образе и подобии; голод, холод, животный страх, масса труда, точно снеговые обвалы, загородили им все пути к духовной деятельности, именно к тому самому, что отличает человека от животного и составляет единственное, ради чего стоит жить.

    (22) Вы приходите к ним на помощь с больницами и школами, но этим не освобождаете их от пут, а, напротив, ещё больше порабощаете, так как, внося в их жизнь новые предрассудки, вы увеличиваете число их потребностей, не говоря уже о том, что за книжки они должны платить земству и, значит, сильнее гнуть спину.

    — (23) Я спорить с вами не стану, — сказала Лида, опуская газету. — (24) Я уже это слышала. (25) Скажу вам только одно: нельзя сидеть сложа руки. (26) Правда, мы не спасаем человечества и, быть может, во многом ошибаемся, но мы делаем то, что можем, и мы правы. (27) Самая высокая и святая задача культурного человека — это служить ближним, и мы пытаемся служить, как умеем. (28) Вам не нравится, но ведь на всех не угодишь.

    — (29) Правда, Лида, правда, — сказала мать.

    (30) В присутствии Лиды она всегда робела и, разговаривая, тревожно поглядывала на неё, боясь сказать что-нибудь лишнее или неуместное; и никогда она не противоречила ей, а всегда соглашалась: «Правда, Лида, правда».

    — (31) Мужицкая грамотность, книжки с жалкими наставлениями и прибаутками и медицинские пункты не могут уменьшить ни невежества, ни смертности так же, как свет из ваших окон не может осветить этого громадного сада, — сказал я. — (32) Вы не даёте ничего, вы своим вмешательством в жизнь этих людей создаёте лишь новые потребности, новый повод к труду.

    — (33) Ах, боже мой, но ведь нужно же делать что-нибудь! — сказала Лида с досадой, и по её тону было заметно, что мои рассуждения она считает ничтожными и презирает их.

    (По А. П. Чехову)

27.03.2021 20:17:55
Автор: Валерия Твердова

В чём заключается главная задача культурного человека? Именно этот вопрос находится в центре внимания А.П. Чехова в предложенном для анализа тексте.

Рассуждая о проблеме определения главной задачи культурного человека, рассказчик описывает, что «народ опутан цепью великой», которую не способен порубить, а она лишь прибавляет новые звенья.  «По-моему, медицинские пункты, школы, библиотечки, аптечки при существующих условиях служат только порабощению», - говорит герой, пытаясь донести о том, как вмешательство в жизнь людей становится препятствием для их духовного развития. Этот пример позволяет понять, что человек может изменить свой внутренний мир с помощью других личностей, которые влияют на него, препятствуя его индивидуальному совершенствованию.  Далее рассказчик обращает внимание на слова Лиды, которая говорит, что «нельзя сидеть сложа руки». «Самая высокая и святая задача культурного человека — это служить ближним, и мы пытаемся служить, как умеем», -  рассказывает героиня о том, как нужно действовать во благо общества.
Этот пример показывает, что люди должны не быть равнодушными к проблемам других, а попытаться помочь им в решении.

Оба примера противопоставляют друг друга и дают понять, что у одних главная задача культурного человека является забота об окружающем обществе, а для иных она противоположна, так как порой они не вмешиваются в чужую жизнь.

Позиция автора мне понятна. А. П. Чехов считает, что главная задача культурного человека заключается в деятельном служении ближним, помогая им в преодолении трудностей.

Я согласна с позицией автора и тоже считают, что каждый из людей должен быть полезным для общества, так как нужно быть внимательным не только к своей личности, но и к другим. О проблеме определения главной задачи культурного человека писал, и А.И. Куприн в произведении «Чудесный доктор». Главный герой живёт в нищете, собираясь покончить жизнь самоубийством, появляется незнакомец, который помогает ему материально.

Прочитав текст, можно сделать вывод, что, совершая добрые поступки, человек спасет ближних, наполняя смысл жизни различной деятельностью для общества, с помощью которых он обогащается духовно.
Количество слов - 303

Рецензент: Елена Дудина

Здравствуйте, Валерия!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 6 баллов

Пример 1 (позиция рассказчика) в сочинении указан, но пояснение не соответствует примеру.

Пример 2 (позиция героини) указан, слабо пояснен.

Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, однако тезис не обоснован убедительным аргументом.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов.

Ошибки:

Рассуждая о проблеме определения главной задачи культурного человека, рассказчик описывает, что «народ опутан цепью великой», которую не способен порубить, а она лишь прибавляет новые звенья.
Предложение построено нелогично. Кто не способен порубить цепь? Кто - она - прибавляет звенья? Смысл фразы непонятен.
«По-моему, медицинские пункты, школы, библиотечки, аптечки при существующих условиях служат только порабощению», - говорит герой, пытаясь донести о том, как вмешательство в жизнь людей становится препятствием для их духовного развития.
Выделенный фрагмент никак не соотносится с приведенной цитатой. Ошибка: ложное обобщение, ложный вывод.
Этот пример позволяет понять, что человек может изменить свой внутренний мир с помощью других личностей, которые влияют на него, препятствуя его индивидуальному совершенствованию.
Фразы не соотносятся друг с другом по смыслу. Это просто пустой набор слов!
Оба примера противопоставляют друг друга и дают понять, что у одних главная задача культурного человека является забота об окружающем обществе, а для иных она противоположна, так как порой они не вмешиваются в чужую жизнь.
Что противоположно заботе? Равнодушие? Безразличие? Это задача культурного человека? Вы совсем не понимаете того, о чем пишете.
Главный герой живёт в нищете, собираясь покончить жизнь самоубийством, появляется незнакомец, который помогает ему материально.
Пример "повисает в воздухе", непонятно, к чему он приведен, что он доказывает.
Прочитав текст, можно сделать вывод, что, совершая добрые поступки, человек спасет ближних, наполняя смысл жизни различной деятельностью для общества, с помощью которых он обогащается духовно.
Кто в тексте совершает хоть один добрый поступок? Кого при этом он спасает? Опять пустословие.

K6 - Точность и выразительность речи + 0 баллов.

Речь характеризуется бедностью словаря, однообразием конструкций, обилием повторов лексических и смысловых.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.

Ошибки: нет

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.

Ошибки:

О проблеме определения главной задачи культурного человека писал, и А.И. Куприн в произведении «Чудесный доктор».Лишняя запятая.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов.

Ошибки:

Оба примера противопоставляют друг друга и дают понять
Ошибка управления. Правильно: примеры противопоставлены друг другу.
Оба примера противопоставляют друг друга и дают понять, что у одних главная задача культурного человека является забота об окружающем обществе, а для иных она противоположна, так как порой они не вмешиваются в чужую жизнь.
Нарушение связи слов в предложении. Правильно: главной задачей культурного человека является...
А. П. Чехов считает, что главная задача культурного человека заключается в деятельном служении ближним, помогая им в преодолении трудностей.
Ошибка в конструкции с деепричастным оборотом.
Я согласна с позицией автора и тоже считают, что каждый из людей должен быть полезным для общества, так как нужно быть внимательным не только к своей личности, но и к другим.
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
Прочитав текст, можно сделать вывод, что, совершая добрые поступки, человек спасет ближних, наполняя смысл жизни различной деятельностью для общества, с помощью которых он обогащается духовно.
Ошибка в построении сложноподчиненного предложения (союзное слово "который" не согласуется ни с каким словом из главной части.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов.

Ошибки:

«По-моему, медицинские пункты, школы, библиотечки, аптечки при существующих условиях служат только порабощению», - говорит герой, пытаясь донести о том, как вмешательство в жизнь людей становится препятствием для их духовного развития.
Пропущено важное по смыслу слово МЫСЛЬ.
Этот пример показывает, что люди должны не быть равнодушными к проблемам других, а попытаться помочь им в решении.
Смысловая недостаточность. Требуется пояснить, о каком решении идет речь.
Я согласна с позицией автора и тоже считают, что каждый из людей должен быть полезным для общества, так как нужно быть внимательным не только к своей личности, но и к другим.
Лишнее слово.
Прочитав текст, можно сделать вывод, что, совершая добрые поступки, человек спасет ближних, наполняя смысл жизни различной деятельностью для общества, с помощью которых он обогащается духовно.
Смысл жизни нельзя наполнить деятельностью. Деятельностью можно наполнить жизнь. Несочетаемость.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 0 баллов

Ошибки:

О проблеме определения главной задачи культурного человека писал, и А.И. Куприн в произведении «Чудесный доктор».
Куприн не писал об этой проблеме в рассказе "Чудесный доктор".

Общие рекомендации: следует усилить работу над всеми аспектами сочинения. Удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 6
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 0
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 0
Итоговый балл - 14

Возврат к списку