Пишите
раздельно:
- как раз,
- как будто,
- будто бы,
- как бы,
- всё равно,
- можно ли,
- вряд ли,
- едва ли,
- всё же,
- к тому же
проблема отдыха
-
Текст: Б. Л. Васильев. О труде и отдыхе(1)Порой мне с удивительной ясностью вспоминаются вечера моего раннего детства. (2)Наша большая даже по тем временам семья — двое детей, мама, бабушка, тетя, ее дочь и кто-то еще — жила на паёк отца и на его более чем скромную командирскую зарплату в тесном домике на Покровской горе, где ни у кого не было своей комнаты и никто, кроме меня, не спал в одиночестве. (3)При домишке был огород, которым занимались все, потому что речь шла о хлебе насущном. (4)И я знаю, как горят ладони, обожжённые свежевыполотой травой, с того трепетного возраста, которому уступают места в метро даже мужчины.
(5)Так вот, о вечерах. (6)Осенних или зимних, с бесконечными сумерками и желтым кругом керосиновой лампы. (7)Отец сапожничает, столярничает или слесарничает, восстанавливая и латая. (8)Мать и тетка тоже латают, штопают или перешивают. (9)Бабушка, как правило, тихо поскрипывает ручной мельницей, размалывая льняной или конопляный жмых, который добавляют в кулеш, оладьи или лепёшки, потому что хлеба не хватает. (10)Сёстры — Галя и Оля — попеременно читают вслух. (11)А я играю тут же, стараясь не шуметь. (12)Это обычный вечерний отдых. (13)И никто из нас и не подозревает, что можно развалиться в кресле, вытянув ноги, и, ничем не утруждая ни единую клеточку собственного мозга, часами глядеть в полированный ящик на чужую жизнь, будто в замочную скважину. (14)Для всех нас искусство — не только в процессе производства, но и в процессе потребления — серьёзный, исстари особо уважаемый труд. (15)И мы ещё не представляем, что литературу можно воспринимать глазея, зевая, закусывая, выпивая, болтая с соседкой. (16)Мы ещё с благоговением воспринимаем СЛОВО. (17)Для нас еще не существует понятия «отдых» в смысле абсолютного безделья. (18)И человек, который не трудится, заведомо воспринимается с отрицательным знаком, если он здоров и психически полноценен.
(19)В «Толковом словаре» Даля нет существительного «отдых», есть лишь глагол «отдыхать». (20)И это понятно: для народа, тяжким трудом взыскующего хлеб свой, отдых был чем-то промежуточным, сугубо второстепенным и несущественным. (21)Отдых для русского человека — равно крестьянина или интеллигента — всегда выражался в смене деятельности в полном соответствии с научным его пониманием.
(22)Я вырос в семье, где господствовал рациональный аскетизм: посуда — это то, из чего едят и пьют, мебель — на чем сидят или спят, одежда — для тепла, а дом — чтобы в нём жить, и ни для чего более. (23)Любимым присловьем моего отца было: «Не то важно, из чего пьёшь, а то — с кем пьёшь». (24)Из этого вовсе не следует, что отец «закладывал за воротник»: он не чурался рюмочки, но до войны — только по праздникам, а после оной — ещё и по воскресеньям. (25)Он был беспредельно жизнелюбив и столь же беспредельно гостеприимен, но глагол «пить» подразумевал для него существительное «чай». (26)Хорошо, если с мамиными пирогами, но пироги случались не часто.
(27)Принцип рационального аскетизма предполагает наличие необходимого и отсутствие того, без чего спокойно можно обойтись. (28)Правда, одно «излишество» у нас все же было: книги. (29)Отца часто переводили с места на место, и мы привыкли собираться. (30)Все переезды, как правило, совершались внезапно, громом среди ясного неба. (31)Отец приходил со службы, как обычно, и не с порога, не вдруг, а сняв сапоги, ремни и оружие, умывшись и сев за стол, припоминал, точно мимоходом: «Да, меня переводят. (32)Выезжаем послезавтра».
(33)И начинались сборы, лишённые лихорадочной суматохи, потому что каждый знал, что делать. (34)Мне, например, полагалось укладывать книги. (35)Возникла эта особая ответственность, когда я был ростом с ящик, но и тогда никто не проверял моей работы: родители старомодно считали, что недоверие унижает человеческую личность.
(36)Это-то я теперь понял, что они так считали, а тогда, кряхтя и сопя — фолианты встречались! — осторожно снимал книги с полок, волок их к ящикам и старательно укладывал ряд за рядом. (37)И дело даже не в том, что мне доверяли упаковывать единственную ценность не только нашей семьи, но и вообще всего человечества, как я тогда сообразил, — дело в том, что я физически, до пота и ломоты в неокрепших мускулах ощущал эту великую ценность. (38)Я по детскому, первому, а следовательно, и самому прочному опыту узнал, сколь весом человеческий труд, завещанный людям на века. (39)И, становясь перед книгами на колени — иначе ведь не упакуешь, — я ещё бессознательно, еще не понимая, но уже чувствуя, становился на колени перед светлыми гениями всех времен и народов.
(40)...Кажется, я так и остался стоять на коленях перед Литературой.
(По Б. Васильеву*)
* Борис Львович Васильев (1924−2013) — русский советский писатель и сценарист.
Раскрывая проблему, автор рассказывает про свою семью, члены которой не знали «безделья». Так, «сёстры попеременно читают вслух», «мать и тетка тоже латают», «отец сапожничает» во время отдыха. Никто «не подозревает, что можно развалиться в кресле…часами глядеть в полированный ящик на чужую жизнь…», все проводят время с пользой, даже во время перерыва между трудом занимаются полезными делами
Также автор размышляет о том, что для народа, который вынужден трудиться, чтобы заработать на «хлеб свой», отдых всегда выражался в « смене деятельности». Человек не должен бездействовать, иначе он «воспринимается с отрицательным знаком». Так, Б.Л.Васильев подчёркивает, что отдых для него-это не бессмысленная трата времени, а смена работы.
Приведённые примеры дополняют друг друга, и показывают, что правильный перерыв -это не безделье, а изменение вида труда.
Авторская позиция такова:отдыхать нужно с пользой.
Я полностью согласна с мнением автора в том, что перерыв между работой должен быть продуктивным.
В доказательство своей точки зрения приведу пример из жизненного опыта. Мой дед рассказывал, как в юности, приходя с работы домой, он занимался какими-то бытовыми делами, а не бездействием. Так он и отдыхал умственно, и проводил время с пользой, помогая моей бабушке по дому.
Стоит помнить, что во время перерыва можно заниматься чем-то полезным и не уставать, нужно лишь менять виды деятельности.
Здравствуйте, Полина!
Работа показывает, что вы хорошо знаете требования, предъявляемые к сочинению в формате ЕГЭ. Хочу отметить, что в сочинении нет орфографических ошибок, это обстоятельство радует.
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2023 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно.
K2 - Комментарий + 4 баллов
Первый пример указан (отношение к труду и отдыху в семье), пояснён.
Второй пример указан (размышления о народном восприятии труда) пояснён.
На мой взгляд, второй пример выглядит менее убедительно, чем первый.
Анализ связи между примерами выполнен, но думаю, что анализ связи нужно усилить.
| Приведённые примеры дополняют друг друга, и показывают, что правильный перерыв -это не безделье, а изменение вида труда. |
Приведу несколько примеров из своих работ (по другим текстам):
| Противопоставляя два выбора, две жизненные позиции: «отказ от любви и доброты» и «самоотверженную и терпеливую любовь» - А.А.Лиханов убеждает нас в том, что недопустимо предавать забвению нестареющий завет педагога, потому что отказ от подлинных ценностей приведёт к человеческим драмам, когда ничего уже невозможно будет исправить. |
| Гармоничное соединение двух примеров, дополняющих друг друга, позволяет сделать очевидный и правильный вывод: невозможно жить без прошлого, нет ничего сильнее, чем память сердца. В первом примере автором сделан акцент на образе вербового куста - памятного знака из прошлого, а во втором этот образ дополняется другими детскими воспоминаниями рассказчика. Храня в душе «осколочки» прошлого, человеку легче преодолевать испытания, которые готовит ему жизнь. |
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл
Ошибки:
| Также автор размышляет о том, что для народа, который вынужден трудиться, чтобы заработать на «хлеб свой», отдых всегда выражался в « смене деятельности». |
| Я полностью согласна с мнением автора в том, что перерыв между работой должен быть продуктивным. В доказательство своей точки зрения приведу пример из жизненного опыта. Мой дед рассказывал, как в юности, приходя с работы домой, он занимался какими-то бытовыми делами, а не бездействием. Так он и отдыхал умственно, и проводил время с пользой, помогая моей бабушке по дому. |
K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл
Речевое оформление не отличается разнообразием, точностью выражения мысли. В работе есть речевые ошибки.
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла
Ошибки: ошибок нет.
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла
Ошибки:
| Приведённые примеры дополняют друг друга, и показывают, что правильный перерыв -это не безделье, а изменение вида труда. |
| Никто «не подозревает, что можно развалиться в кресле…часами глядеть в полированный ящик на чужую жизнь…», все проводят время с пользой, даже во время перерыва между трудом занимаются полезными делами ТОЧКА |
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл
Ошибки:
| Над этим вопросом задается Б.Л.Васильев. |
K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов
Ошибки:
| Никто «не подозревает, что можно развалиться в кресле…часами глядеть в полированный ящик на чужую жизнь…», все проводят время с пользой, даже во время перерыва между трудом занимаются полезными делами |
Вариант исправления:
даже в минуты отдыха занимаются полезным делом.
| Приведённые примеры дополняют друг друга, и показывают, что правильный перерыв -это не безделье, а изменение вида труда. |
| Авторская позиция такова:отдыхать нужно с пользой. Я полностью согласна с мнением автора в том, что перерыв между работой должен быть продуктивным. |
| Мой дед рассказывал, как в юности, приходя с работы домой, он занимался какими-то бытовыми делами, а не бездействием. |
| В доказательство своей точки зрения приведу пример из жизненного опыта. Мой дед рассказывал, как в юности, приходя с работы домой, он занимался какими-то бытовыми делами, а не бездействием. Так он и отдыхал умственно, и проводил время с пользой, помогая моей бабушке по дому. Стоит помнить, что во время перерыва можно заниматься чем-то полезным и не уставать, нужно лишь менять виды деятельности. |
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл
Ошибки: нет.
Общие рекомендации: следует усилить работу над содержанием сочинения, речевым оформлением, смысловой цельностью, речевой связностью. Советую вам смотреть бесплатные вебинары на сайте "Могу писать" по подготовке к итоговому сочинению. Вебинары проводятся по понедельникам в 17.00 по московскому времени. Первый вебинар -- 6 февраля. В расписании будет и анализ текста Б.Л. Васильева. Настоятельно рекомендую его посмотреть, чтобы расширить представление об этом непростом тексте.
Проявляйте терпение, прикладывайте все усилия -- тогда вы сможете написать достойную работу на ЕГЭ по русскому языку.
Желаю удачи!

