Запомни!
проблема силы времени
-
Текст: В. В. Вересаев. О времени«(1)Зачем я от времени зависеть буду? (2)Пускай же лучше оно зависит от меня». (3)Мне часто вспоминаются эти гордые слова Базарова. (4)Вот были люди! (5)Как они верили в себя! (6)А я, кажется, настоящим образом в одно только и верю — это именно в неодолимую силу времени. «(7)Зачем я от времени зависеть буду?» (8)Зачем? (9)Оно не отвечает; оно незаметно захватывает тебя и ведёт, куда хочет; хорошо, если твой путь лежит туда же, а если нет? (10)Сознавай тогда, что ты идёшь не по своей воле, протестуй всем своим существом, — оно всё-таки делает по-своему. (11)Я в таком положении и находился. (12)Время тяжёлое, глухое и сумрачное со всех сторон охватывало меня, и я со страхом видел, что оно посягает на самое для меня дорогое, посягает на моё миросозерцание, на всю мою душевную жизнь… (13)Гартман говорит, что «убеждения наши — плод бессознательного, а умом мы к ним лишь подыскиваем более или менее подходящие основания»; я чувствовал, что там где-то, в этом неуловимом бессознательном, шла тайная, предательская, неведомая мне работа и что
в один прекрасный день я вдруг окажусь во власти этого бессознательного. (14)Мысль эта наполняла меня ужасом: я слишком ясно видел, что правда, жизнь — всё в моём миросозерцании, что, если я его потеряю, я потеряю всё.
(15)То, что происходило кругом, лишь укрепляло меня в убеждении, что страх мой ненапрасен, что сила времени — сила страшная и не по плечу человеку. (16)Каким чудом могло случиться, что в такой короткий срок всё
так изменилось? (17)Самые светлые имена вдруг потускнели, на смену старому поколению явилось новое, и не верилось: неужели эти — всего только младшие братья вчерашних?
(18)В литературе медленно, но непрерывно шло общее заворачивание фронта, и шло вовсе не во имя каких-либо новых начал, — о нет! (19)Дело было очень ясно: это было лишь ренегатство — ренегатство общее, массовое
и, что всего ужаснее, бессознательное. (20)Литература тщательно оплёвывала в прошлом всё светлое и сильное, но оплёвывала наивно, сама того не замечая, воображая, что поддерживает какие-то «заветы»; прежнее чистое знамя в её руках давно уже обратилось в грязную тряпку, а она с гордостью несла эту опозоренную ею святыню и звала к ней читателя; с мёртвым сердцем, без огня и без веры, говорила она что-то, чему никто не верил…
(21)Я с пристальным вниманием следил за всеми этими переменами; обидно становилось за человека, так покорно и бессознательно идущего туда, куда его гонит время. (22)Но при этом я не мог не видеть и всей чудовищной уродливости моего собственного положения: отчаянно стараясь стать выше времени (как будто это возможно!), недоверчиво встречая всякое новое веяние, я обрекал себя на мёртвую неподвижность; мне грозила опасность обратиться в совершенно «обессмысленную щепку» когда-то «победоносного корабля». (23)Я путался всё больше в этом безвыходном противоречии, заглушая в душе горькое презрение к себе.
(24)Я не бичую себя, потому что тогда непременно начнёшь лгать и преувеличивать; но в этом-то нужно сознаться, — что такое настроение мало способствует уважению к себе. (25)Заглянешь в душу, — так там холодно
и темно, так гадко-жалок этот бессильный страх перед окружающим! (26)И кажется тебе, что никто никогда не переживал ничего подобного, что ты какой-то странный урод, выброшенный на свет теперешним странным,
неопределённым временем… (27)Тяжело жить так. (28)Меня спасала только работа; а работы мне, как земскому врачу, было много, особенно в последний год, — работы тяжёлой и ответственной. (29)Этого мне и нужно было; всем существом отдаться делу, совершенно забывая свои страхи, — вот была моя цель, смысл жизни.
(По В. В. Вересаеву*)
* Викентий Викентьевич Вересаев (1867−1945) — русский и советский писатель, переводчик, литературовед.
Раскрывая свое отношение к проблеме про быстротечность времени, автор повествует нам о смене поколений и как все меняется. «…сила времени — сила страшная и не по плечу человеку.» Это действительно так, на смену вчерашнему поколению приходит новое. Меняется все: и ценности, и мировосприятие и сами люди. Человек покорно и бессознательно идет туда, куда ведет его время. . Оно действительно имеет неодолимую силу, делает все по-своему и никому не подвластно. Этот пример помогает понять, что жизнь не стоит на месте, на место старого приходит что-то новое и непривычное для других.
Далее автор рассуждает о том, что «...он не мог не видеть и всей чудовищной уродливости моего собственного положения..». Он понимал, что «выше времени» быть невозможно, но было трудно смириться с чем-то новым. Единственное, чем он мог спасать себя – большим количеством работы. Этот пример показывает, что тяжело принять быстротечность времени, как бы быстро оно не шло, всегда будет трудно с этим смириться.
Эти примеры, дополняя друг друга, дают понять, что время неподвластно и человек никогда не сможет на него повлиять, как бы ему не хотелось.
Точка зрения автора, по моему мнению, выражена очень четко: путаясь в этом безвыходном положении, он боится потерять все, в том числе и себя. Ведь время быстротечно, охватывает все, посягаясь на самое дорогое - миросозерцание и душевную жизнь.
Трудно не согласиться с автором. Люди не могут осознать всю силу времени и привыкнуть к чему-то новому. В подтверждение своей мысли хочу привести пример из произведения В.Г. Распутина «Прощание с Матёрой». Героям данного рассказа было сложно смириться с изменениями и развитиями технического прогресса. Матеру убирали с лица земли. Старое поколение не могло это осознать, они не хотели потерять все то, что их там держало. Новое поколение же отреагировало наоборот – им нужен был лишь комфорт. Этот пример доказывает, что люди боятся потерять все те ценности, которые были в их время.
Подводя итоги, я могу сделать вывод, что время имеет мощную силу, на него нельзя никак повлиять. Все будет зависеть только от него.
Здравствуйте, aevgggg!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2023 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблемы исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий: + 4 балла
Сложно разобраться в вашем комментарии. С большим трудом удалось резюмировать:
1 пример: всё меняется, время неподвластно человеку.2 пример: человеку трудно смириться с быстротечностью и неподвластностью времени.
Но мысли выражены сумбурно. Анализ связи недостаточный, не показано, как именно примеры дополняют друг друга.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 0 баллов
| Точка зрения автора, по моему мнению, выражена очень четко: путаясь в этом безвыходном положении, он боится потерять все, в том числе и себя. Ведь время быстротечно, охватывает все, посягаясь на самое дорогое - миросозерцание и душевную жизнь. |
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов
Ваш аргумент не засчитан, так как понять, о чем он, нельзя. Кто такая Матера?.. За что ее убирали с лица земли? При чем тут прогресс? Что там за конфликт между поколениями? Рассказывать о сюжете произведения надо так, будто читатель с ним не знаком.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов
В работе содержатся множественные логические ошибки, затрудняющие понимание смысла.
| Пожалуй, каждый человек задумывался над этим. |
Избегайте слов каждый, все, любой. Это обычно не соответствует действительности.
| Раскрывая свое отношение к проблеме про быстротечность времени... |
У вас заявлена проблема о силе времени, а не о быстротечности...
| Раскрывая свое отношение к проблеме про быстротечность времени, автор повествует нам о смене поколений и как все меняется. «…сила времени — сила страшная и не по плечу человеку.» Это действительно так, на смену вчерашнему поколению приходит новое. |
Ваше пояснение и цитата не стыкуются. В цитате ничего не говорится о быстротечности и смене поколений. Мысль про смену поколений совершенно банальная, совершенно естественно, что одно поколение сменяется другим. Так было всегда.
| Этот пример помогает понять, что жизнь не стоит на месте, на место старого приходит что-то новое и непривычное для других. |
Для каких других?
| Этот пример показывает, что тяжело принять быстротечность времени, как бы быстро оно не шло, всегда будет трудно с этим смириться. |
Логическая ошибка. Смысл таков: несмотря на то что время идет быстро, трудно смириться с этим. Однако отношений уступки между частями предложения нет.
| Подводя итоги, я могу сделать вывод, что время имеет мощную силу, на него нельзя никак повлиять. Все будет зависеть только от него. |
Вывод у вас сумбурный. Что всё будет зависеть от времени?
K6 - Точность и выразительность речи: + 1 балл
Нет максимума по К10.
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла
| Этот пример показывает, что тяжело принять быстротечность времени, как бы быстро оно не шло, всегда будет трудно с этим смириться. |
| Эти примеры, дополняя друг друга, дают понять, что время неподвластно и человек никогда не сможет на него повлиять, как бы ему не хотелось. |
НИ шло
НИ хотелось
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 1 балл
| «…сила времени — сила страшная и не по плечу человеку.» |
Если бы были вводящие слова, то уместно было бы начинать цитату с многоточия и маленькой буквы. А в таком виде нужна большая буква.
| Меняется все: и ценности, и мировосприятие ЗПТ и сами люди. |
Запятая при однородных членах и повторяющихся союзах.
| Далее автор рассуждает о том, что «...он не мог не видеть и всей чудовищной уродливости моего собственного положения..». |
Если цитата встраивается в текст как косвенная речь, то многоточие в начале не ставится.
| Единственное, чем он мог спасать себя ЗПТ – большим количеством работы. |
Закрывается придаточное предложение.
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов
| Раскрывая свое отношение к проблеме про быстротечность времени, автор повествует нам о смене поколений и как все меняется. |
проблема про... — некорректно, лучше: проблеме чего?
| Раскрывая свое отношение к проблеме про быстротечность времени, автор повествует нам о смене поколений и как все меняется. |
Нарушение в построении предложения с однородными членами: у вас в ряду однородных членов существительное и придаточное предложение.
| «…сила времени — сила страшная и не по плечу человеку.» |
Цитата без вводящих слов.
| Ведь время быстротечно, охватывает все, посягаясь на самое дорогое - миросозерцание и душевную жизнь. |
Некорректное словообразование: посягая.
| Старое поколение не могло это осознать, они не хотели потерять все то, что их там держало. |
| Новое поколение же отреагировало наоборот – им нужен был лишь комфорт. |
Местоимение по форме не соотносится с определяемым существительным.
| Героям данного рассказа было сложно смириться с изменениями и развитиями технического прогресса. |
У этого слова нет мн. ч.
K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов
| Раскрывая свое отношение к проблеме про быстротечность времени, автор повествует нам о смене поколений и как все меняется. |
| Раскрывая свое отношение к проблеме про быстротечность времени, автор повествует нам о смене поколений и как все меняется. «…сила времени — сила страшная и не по плечу человеку.» Это действительно так, на смену вчерашнему поколению приходит новое. Меняется все: и ценности, и мировосприятие и сами люди. |
Повторы.
| Ведь время быстротечно, охватывает все, посягаясь на самое дорогое - миросозерцание и душевную жизнь. |
Время охватывает все — как это?..
Как время может посягать на душевную жизнь, еще можно понять, а вот как оно посягает на миросозерцание, понять сложно: мы не можем созерцать мир?..
| Оно действительно имеет неодолимую силу, делает все по-своему и никому не подвластно. |
Время делает все по-своему?.. Время ничего не делает.
| Эти примеры, дополняя друг друга, дают понять, что время неподвластно и человек никогда не сможет на него повлиять, как бы ему не хотелось. |
Речевая недостаточность: неподвластно кому?..
| путаясь в этом безвыходном положении, он боится потерять все, в том числе и себя. |
Лексическая несочетаемость: путаться в положении. Корректно, например: он запутался, попал в безвыходное положение...
| Матеру убирали с лица земли. |
Здесь неуместен этот глагол в несовершенном виде. Лучше, например: Матеру решили стереть с лица земли.
| Новое поколение же отреагировало наоборот – им нужен был лишь комфорт. |
Некорректно, лучше: иным образом.
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 0 баллов
| В подтверждение своей мысли хочу привести пример из произведения В.Г. Распутина «Прощание с Матёрой». Героям данного рассказа было сложно смириться с изменениями и развитиями технического прогресса. |
Это повесть.
aevgggg, вам стоит уделить серьезное внимание работе над сочинением. Лучше начинать с более простых текстов и стараться выстроить логичное повествование. Обязательно составляйте план, чтобы не сбиться с мысли. Приводя пример из какого-то литературного произведения, раскрывайте суть сюжета четко. Поработайте над грамотностью, ошибок всех видов достаточно много. И вам следует писать более лаконично.
Удачи!

