Запомни!

Пиши с одной Н:
прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема природы

  • Текст: В. Н. Крупин. О красоте природы
    (1)Но до чего же красива река Лобань! (2)Просто как девочка-подросток играет и поет на перекатах. (3)А то шлепает босиком по зелени травы, по желтизне песка, то по серебру лопухов мать-и-мачехи, а то прячется среди темных елей. (4)Или притворится испуганной и жмется к высокому обрыву. (5)Но вот перестает играть и заботливо поит корни могучего соснового бора.
    (6)Давно сел и сижу на берегу, на бревнышке. (7)Тихо сижу, греюсь предвечерним теплом. (8)Наверное, и птицы, и рыбы думают обо мне, что это какая-то коряга, а коряги они не боятся. (9)Старые деревья, упавшие в реку, мешают ей течь плавно, зато в их ветвях такое музыкальное журчание, такой тихий плавный звон, что чуть не засыпаю. (10)Слышу — к звону воды добавляется звоночек, звяканье колокольчика. (11)А это, оказывается, подошла сзади корова и щиплет траву.
    (12)Корова входит в воду и долго пьет. (13)Потом поднимает голову и стоит неподвижно, и смотрит на тот берег. (14)Колокольчик ее умолкает. (15)Конечно, он надоел ей за день, ей лучше послушать говор реки.
    (16)Из леса с того берега выходит лосиха. (17)Я замираю от счастья. (18)Лосиха смотрит по сторонам, смотрит на наш берег, оглядывается. (19)И к ней выбегает лосенок. (20)Я перестаю дышать. (21)Лосенок лезет к маминому молочку, но лосиха отталкивает его. (22)Лосенок забегает с другого бока. (23)Лосиха бедром и мордой подталкивает его к воде, показывает, как надо пить воду. (24)Лосенок окунает мордочку, но вода после маминого молочка не очень ему нравится, он фыркает. (25)Все-таки немного пьет и замечает корову. (26)А корову, видно, кусает слепень, она встряхивает головой, колокольчик на шее брякает, лосенок пугается. (27)А лосиха спокойно вытаскивает завязшие в иле ноги и уходит в кусты.
    (28)Начинается закат. (29)Такая облитая светом чистая зелень, такое режущее глаза сверкание воды, такой тихий, холодеющий ветерок.
    (30)Ну и где же такая река Лобань? (31)А вот возьму и не скажу. (32)Она не выдумана, она есть. (33)Я в ней купался. (34)Я жил на ее берегах.
    (35)Ладно, для тех, кто не сделает ей ничего плохого, скажу. (36)Только путь к Лобани очень длинный и надо много сапог сносить, пока дойдешь. (37)Хотя можно и босиком.
    (38)Надо идти вверх и вверх по Волге — матери русских рек, потом будут ее дочки: сильная, суровая Кама и ласковая Вятка, а в Вятку впадает похожая на Иордан река Кильмезь, а уже в Кильмезь вливается Лобань.
    (39)Вы поднимаетесь по ней, идете по золотым пескам, по серебристым лопухам мать-и-мачехи, через сосновые боры, через хвойные леса, вы слышите ветер в листьях берез и осин и вот выходите к тому бревнышку, на котором я сидел, и садитесь на него. (40)Вот и все. (41)Идти больше никуда не надо и незачем. (42)Надо сидеть и ждать. (43)И с той, близкой, стороны выйдет к воде лосиха с лосятами. (44)А на этом берегу будет пастись корова с колокольчиком на шее.
    (45)И редкие птицы будут лететь по середине Лобани и будут забывать о своих делах, засмотревшись в ее зеркало. (46)Ревнивые рыбы будут тревожить водную гладь, подпрыгивать, завидовать птицам и шлепаться обратно в чистую воду. (47)Крылышки у рыбок слабые и маленькие, поэтому летят недолго.
    (48)Все боли, все обиды и скорби, все мысли о плохом исчезнут навсегда в такие минуты. (49)Только воздух и небо, только облака и солнышко, только вода в берегах, только родина во все стороны света, только счастье, что она такая — красивая, спокойная, добрая. (50)И вот такая течет по ней река Лобань.
    (По В. Крупину*)
    * Владимир Николаевич Крупин (род. 1941) — русский советский писатель, публицист и педагог.
24.05.2023 18:55:11
Автор: Джон Джонов

     В предложенном для анализа тексте Владимир Николаевич Крупин размышляет о взаимодействии природы и человека.
     Комментируя данную проблему, стоит обратить внимание на следующие слова автора: "Из леса с того берега выходит лосиха. Я замираю от счастья". Появление лосихи производит большое впечатление на рассказчика. Впечатление усиливается, когда "к ней выбегает лосенок". Реакцией автора на увиденное становятся слова: "Я перестаю дышать". Читатель осознает, какое спектр эмоций может вызвать природа у человека. Она может приятно удивить своими неожиданными сюрпризами, дав возможность испытать счастье.
     Далее стоит обратить внимание, с каким трепетом относится Владимир Николаевич Крупин к реке Лобань: "Ну и где же такая река Лобань?А вот возьму и не скажу...Я в ней купался. Я жил на ее берегах". Рассказчик переживает за свою родную речку, хотя все же делится ее местоположением, но только с теми, "кто не сделает ей ничего плохого". Мы пониманием, насколько дороги человеку могут быть родные места, с какой любовью и заботой он относится к ним, стремясь их сохранить и оградить от чужого вмешательства.
     Оба примера дополняют друг друга и показывают, как природа сказывается на человеке и его чувствах.Она дарит ему любовь, а тот, в свою очередь, отвечает ей тем же.
     Позиция Владимира Николаевича Крупина ясна. Автор считает, что при соприкосновении с природой "все боли, все обиды и скорби, все мысли о плохом исчезнут навсегда".
     Я согласен с мнением автора. Действительно, шум природы и любование живописными ландшафтами способно принести человеку удовольствие и осчастливить его в эти прекрасные и незабываемые минуты. В такие моменты перестаешь думать о проблемах и начинаешь понимать, насколько прекрасен мир и как важно его сохранить в том виде, в каком он есть на самом деле.
     Таким образом, можно сказать, что человек создан, чтобы взаимодействовать с природой.
Количество слов - 286

Рецензент: Наталья Боброва

Здравствуйте, Джон!

Вам удалось написать хорошее сочинение, отличающееся грамотностью и точностью выражения мысли. Есть несколько недочётов, которые я указала ниже.

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2023 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 4 балла

Пример 1 в сочинении указан, пояснён.

Реакцией автора на увиденное становятся слова: "Я перестаю дышать".
Фактическая неточность. Правильно всё-таки сказать "рассказчика".

Пример 2 указан, пояснён.

Взаимосвязь между примерами проанализирована недостаточно полно.

Оба примера дополняют друг друга и показывают, как природа сказывается на человеке и его чувствах.Она дарит ему любовь, а тот, в свою очередь, отвечает ей тем же.
Если выбираем дополнение как вид связи между примерами, писать нужно убедительнее, доказывая свою точку зрения.
Рекомендация: связь лучше анализировать способом "разведение примеров", то есть примеры обобщаются и показываются во взаимосвязи. Нужно указать "вес" и значение каждого примера в рамках рассматриваемой проблемы.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

Совет: лучше обозначать позицию автора своими словами, а не цитатами. В данном случае у вас получилось неплохо, но бывают случаи, когда образность, присутствующая в цитатах, мешает пониманию позиции автора, у ученика в этом случае могут возникнуть проблемы в логикой изложения мысли.

Позиция Владимира Николаевича Крупина ясна. Автор считает, что при соприкосновении с природой "все боли, все обиды и скорби, все мысли о плохом исчезнут навсегда".
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл

Ошибки:

Таким образом, можно сказать, что человек создан, чтобы взаимодействовать с природой.
Вывод не совсем соответствует проблеме. Вы пишете о том, для чего человек рождается, а не о взаимодействии человека и природы. Риск снятия балла.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл

Ошибки: отсутствие максимума по К10.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла

Ошибки: ошибок нет.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла

Ошибки: ошибок нет.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл

Ошибки:

Читатель осознает, какое спектр эмоций может вызвать природа у человека.
Нарушение согласования. Правильно: какОЙ спектр...

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл

Ошибки:

Автор считает, что при соприкосновении с природой "все боли, все обиды и скорби, все мысли о плохом исчезнут навсегда".
    Я согласен с мнением автора. Действительно, шум природы и любование живописными ландшафтами способно принести человеку удовольствие и осчастливить его в эти прекрасные и незабываемые минуты.
Повтор.
Действительно, шум природы и любование живописными ландшафтами способно принести человеку удовольствие и осчастливить его в эти прекрасные и незабываемые минуты.
На мой взгляд, выражение "шум природы" не очень удачное. Лучше: звуки природы.

Таким образом, можно сказать, что человек создан, чтобы взаимодействовать с природой.
Смысловая неполнота. Есть элемент недосказанности. Можно было написать так: человек создан для того...

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности: + 1 балл

Ошибки: ошибок нет.

Общие рекомендации: следует усилить работу над анализом смысловой связи между примерами, смысловой цельностью и последовательностью изложения.

Желаю удачи на ЕГЭ!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 19

Возврат к списку