Не путайте:
- Прецедент – инцидент.
- Палисадник – поликлиника.
- Тренер – тренировка.
- Следующий – будущий.
- Сверстник – ровесник.
- Шорох – шёпот.
- Искусство – искусный.
- Чувствовать – участвовать.
- Щётка – трещотка.
Что показывает человеку природа?
-
Текст: (1)Путешествие по тайге всегда довольно(1)Путешествие по тайге всегда довольно однообразно. (2)Сегодня — лес, завтра — лес, послезавтра — опять лес. (3)Ручьи, которые приходится переходить вброд, заросшие кустами, заваленные камнями, с чистой прозрачной водой, сухостой, валежник, покрытый мхом, папоротники удивительно похожи друг на друга. (4)Вследствие того что деревья постоянно приходится видеть близко перед собой, глаз утомляется и ищет простора. (5)Чувствуется какая-то неловкость в зрении, является непреодолимое желание смотреть вдаль.
(6)Иногда среди тёмного леса вдруг появляется просвет. (7)Неопытный путник стремится туда и попадает в бурелом. (8)Просвет в лесу в большинстве случаев означает болото или место пожарища, ветролома. (9) Не всегда бурелом можно обойти стороной. (10)Если поваленные деревья невелики, их перерубают топорами, если же дорогу преграждает большое дерево, его стёсывают с боков и сверху, чтобы дать возможность перешагнуть лошадям. (11) Всё это задерживает вьюки, и потому движение с конями по тайге всегда очень медленно.
(12)Если идти по лесу без работы, то путешествие скоро надоедает. (13) Странствовать по тайге можно только при условии, если целый день занят работой. (14) Тогда не замечаешь, как летит время, забываешь невзгоды и миришься с лишениями. (15) Художники, ботаники или просто любители природы нашли бы здесь неистощимые материалы для своих наблюдений…
(17) Странно устроен человеческий мозг. (18) Из впечатлений целого дня, из множества разнородных явлений и тысячи предметов, которые всюду попадаются на глаза, что-нибудь одно, часто даже не главное, а случайное, второстепенное, запоминается сильнее, чем все остальное. (19) Некоторые места, где у меня не было никаких приключений, я помню гораздо лучше, чем те, где что-нибудь случилось.
(20) Почему-то запомнились одно дерево, которое ничем не отличалось от других деревьев, муравейник, пожелтевший лист, один вид мха и т. д. (21) Я думаю, что я мог бы вещи эти нарисовать подробно, со всеми деталями…
(22)Часто вспоминаю одну свою встречу с уссурийским бурундуком, который постоянно возвращался к одному и тому же месту и каждый раз что-то уносил с собой. (23)Когда он уходил, его защечные мешки были туго набиты, когда же он появлялся снова на поверхности земли, рот его был пустой. (24)Меня эта картина очень заинтересовала. (25)Я подошёл ближе и стал наблюдать. (26)На колоднике лежали сухие грибки, корешки и орехи. (27)Так как ни грибов, ни кедровых орехов в лесу ещё не было, то, очевидно, бурундук вытащил их из своей норки. (28)Но зачем? (29)Тогда я вспомнил рассказы Дерсу о том, что бурундук делает большие запасы продовольствия, которых ему хватает иногда на два года. (30)А чтобы продукты не испортились, он время от времени выносит их наружу и сушит, а к вечеру уносит обратно в свою норку.
(31)Чем же так зацепила меня эта встреча? (32)Почему запомнился этот, казалось бы, незначительный, такой важный для человеческой жизни эпизод? (33)Может быть, тем, что из таких кусочков жизни природы, которая всем своим существом показывает могущество и мудрость всего живого, и складывается человеческая жизнь? (34)Может быть тем, что всякий раз, когда вступаешь в лес, который тянется на несколько сот верст, невольно испытываешь чувство, похожее на робость. (35) Ведь изначально первобытным человеком лес воспринимался как своего рода стихия такой лес воспринимался как своего рода стихия, и немудрено, что даже туземцы, эти типичные лесные бродяги, прежде чем переступить границу, отделяющую их от людей и света, молятся богу и просят у него защиты от злых духов, населяющих лесные пустыни…
(36)Немного осталось на земле таких первобытных лесов! (37)Девственные леса в большей части страны выгорели, и на смену им появились леса, состоящие из лиственницы, березы и осины. (38)Там, где раньше ревел тигр, ныне свистит паровоз, где были редкие жилища одиноких звероловов, появились большие русские селения, туземцы отошли на север, и количество зверя в тайге сильно уменьшилось.
(39)Лес начал утрачивать свою оригинальность и претерпевать то превращение, которое неизбежно несет за собой цивилизация…
(40)А так хочется оставаться мелкой песчинкой в течении жизни и учиться мудрости у древней, могучей и великой Матушки-природы!
(По В.К. Арсеньеву*)
* Владимир Клавдиевич Арсеньев – русский и советский путешественник, географ, этнограф, писатель, исследователь Дальнего Востока, автор известного романа «По Уссурийскому краю».
08.11.2025 00:36:06
Автор: Иван Панюгин
Чтение текста Владимира Клавдиевича Арсеньева погружает читателя необъятный мир тайги и заставляет задуматься над вопросом: что показывает человеку природа?
Передавая свои впечатления от нахождения в тайге, автор приходит к выводу, что человеческое восприятие устроено необычным образом. После пребывания на природе в памяти человека остаются на первый взгляд незначительные места, растения и животные (предложения 20-21).
Далее В.К. Арсеньев рассказывает о встрече с уссурийским бурундуком. Автора заинтересовало, что зверь “постоянно возвращался к одному и тому же месту и каждый раз что-то уносил с собой”. Под впечатлением от увиденного рассказчик задается вопросом, почему бурундук так делает. Но затем вспоминает рассказ охотника Дерсу о том, что зверь таким образом сушит свои запасы на свежем воздухе.
Приведенные примеры из текста Арсеньева взаимосвязаны между собой. В первом эпизоде рассказчик говорит, что сознание человека сохраняет в памяти незначительные образы и детали из природной жизни. Второй пример поясняет, конкретизирует первый. Автор рассказывает, как он наблюдал за поведением уссурийского бурундука.
После истории о встрече с бурундуком В.К. Арсеньев задается логичным вопросом: “Чем же зацепила меня эта встреча?”. Он сам себе отвечает предложениях 33-34. Природа таким образом показывает, насколько мудро она устроена. Это вызывает у человека чувство уважения к ней.
Я согласен с позицией автора. Окружающий мир позволяет человеку осознать себя наблюдателем, который “учится мудрости у древней, могучей и великой Матушки-природы”. В качестве примера, доказывающего мою мысль, приведу знаменитые строки из стихотворения Ф.И. Тютчева:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик…
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
Лирический герой видит в окружающем мире не материальное, а духовное и жизненное начало, которое достойно человеческого внимания и уважения.
Таким образом, природа показывает людям разумное устройство всей жизни, которая нас окружает.
Передавая свои впечатления от нахождения в тайге, автор приходит к выводу, что человеческое восприятие устроено необычным образом. После пребывания на природе в памяти человека остаются на первый взгляд незначительные места, растения и животные (предложения 20-21).
Далее В.К. Арсеньев рассказывает о встрече с уссурийским бурундуком. Автора заинтересовало, что зверь “постоянно возвращался к одному и тому же месту и каждый раз что-то уносил с собой”. Под впечатлением от увиденного рассказчик задается вопросом, почему бурундук так делает. Но затем вспоминает рассказ охотника Дерсу о том, что зверь таким образом сушит свои запасы на свежем воздухе.
Приведенные примеры из текста Арсеньева взаимосвязаны между собой. В первом эпизоде рассказчик говорит, что сознание человека сохраняет в памяти незначительные образы и детали из природной жизни. Второй пример поясняет, конкретизирует первый. Автор рассказывает, как он наблюдал за поведением уссурийского бурундука.
После истории о встрече с бурундуком В.К. Арсеньев задается логичным вопросом: “Чем же зацепила меня эта встреча?”. Он сам себе отвечает предложениях 33-34. Природа таким образом показывает, насколько мудро она устроена. Это вызывает у человека чувство уважения к ней.
Я согласен с позицией автора. Окружающий мир позволяет человеку осознать себя наблюдателем, который “учится мудрости у древней, могучей и великой Матушки-природы”. В качестве примера, доказывающего мою мысль, приведу знаменитые строки из стихотворения Ф.И. Тютчева:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик…
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
Лирический герой видит в окружающем мире не материальное, а духовное и жизненное начало, которое достойно человеческого внимания и уважения.
Таким образом, природа показывает людям разумное устройство всей жизни, которая нас окружает.
Количество слов - 288
Рецензент: Полина Крыжевич
Здравствуйте, Иван! Ваше сочинение оценено следующим образом:
К1 - Отражение позиции автора по указанной проблеме: + 1 балл
Авторская позиция отражена верно и корректно сформулирована.
K2 - Комментарий к позиции автора: + 0 баллов
Первый пример (парадоксы человеческого восприятия) указан, но не пояснен.
Второй пример (воспоминания о бурундуке), указан, но тоже не пояснен.
Смысловая связь указана корректно и верно пояснена, однако я не могу поставить за нее балл, поскольку примеры не проанализированы.
Иван, скорее всего, при анализе текста вы не совсем верно разделили его на смысловые части, что привело к проблемам с комментированием. Во втором абзаце вы указываете предложения 20-21, где рассказчик перечисляет запомнившиеся ему детали пейзажа (мох, дерево и т. д.). Однако и бурундук вполне гармонично вписывается в этот ряд, следовательно то, что вы посчитали разными примерами, на самом деле было одним. Из-за того что разделение на примеры изначально было некорректно, с их пояснением тоже возникли трудности. В третьем абзаце я увидела только пересказ, а во втором на роль пояснения, видимо, претендовала фраза о том, что "человеческое восприятие устроено необычным образом". Но пояснением ее считать нельзя хотя бы потому, что эта мысль уже была в исходном тексте (предложение 17). Она также не слишком подходит в качестве примера, поскольку "странность" человеческого восприятия не имеет прямого отношения к заявленному проблемному вопросу.
Короче говоря, анализ текста получился бы удачнее, если бы вы работали с другими смысловыми частями текста. Покажу возможный вариант комментария:
1. Пример 1 (начало текста, где описывается однообразие тайги). Пояснение: возникает ощущение скуки, и порой кажется, что в мире природы особенно ничего не происходит.
2. Пример 2 (встреча с бурундуком и размышления, возникшие у путешественника после нее). Пояснение: все-таки мир природы не оставил героя равнодушным, благодаря встрече с бурундуком он задумался о том, чему учит человеку природа и как он должен к ней относиться.
3. Связь: противопоставление (сначала природа казалась герою неинтересной, но после встречи с бурундуком он явно изменил свое мнение).
K3 - Собственное отношение к позиции автора: + 2 балла
Есть согласие с автором, тезисы в защиту своего мнения, пример-аргумент.
K4 - Фактическая точность речи: + 1 балл
Ошибок нет.
K5 - Логичность речи: + 2 балла
Иван, фрагмент, по которому вы писали сочинение, взят из повести «По Уссурийскому краю. Путешествие в горную область Сихотэ-Алинь». Конечно, в экзаменационной ситуации у вас не будет возможности выяснить, откуда взят текст КИМ, однако все равно важно придерживаться логики: несмотря на то что текст написан от первого лица, мы можем говорить о мнении автора только в том случае, если это публицистический текст. Я согласна с тем, что, глядя на данный вам отрывок, нельзя точно определить его стилистическую принадлежность, но в любом случае не стоит употреблять одновременно слова "автор" и "рассказчик", это не синонимы.
Здесь логических ошибок нет, но хочу предупредить, что введение второго вопроса вместо изначального чревато разрушением логической структуры текста (есть опасность, что, написав второй вопрос, вы посвятите ответу на него вторую половину сочинения и забудете о данной вам проблеме). Советую в будущем отказаться от такого приема.
K6 - Соблюдение этических норм: + 1 балл
Ошибок нет.
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла
Ошибок нет
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла
Лишняя точка.
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл
Пропущены предлоги.
Неправильное построение предложения с причастным оборотом. Верно: примеры, приведенные из текста Арсеньева/приведенные из текста Арсеньева примеры.
K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл
Неоправданный повтор.
Речевая недостаточность, необоснованный пропуск подлежащего.
Плеоназм: если примеры взаимосвязаны, и так понятно, что между собой.
Иван, очень хорошо, что вы стараетесь соблюдать структуру сочинения и стремитесь улучшить свой результат! Однако вам следует больше времени уделять анализу текста. Попробуйте перед написанием сочинения составить тезисный план фрагмента - тогда вам будет проще решить, что именно взять в комментарий. Вам также следует тщательнее проверять и вычитывать свое сочинение - так вы сможете уменьшить количество снятых баллов.
Удачи!
К1 - Отражение позиции автора по указанной проблеме: + 1 балл
Авторская позиция отражена верно и корректно сформулирована.
K2 - Комментарий к позиции автора: + 0 баллов
Первый пример (парадоксы человеческого восприятия) указан, но не пояснен.
Второй пример (воспоминания о бурундуке), указан, но тоже не пояснен.
Смысловая связь указана корректно и верно пояснена, однако я не могу поставить за нее балл, поскольку примеры не проанализированы.
Иван, скорее всего, при анализе текста вы не совсем верно разделили его на смысловые части, что привело к проблемам с комментированием. Во втором абзаце вы указываете предложения 20-21, где рассказчик перечисляет запомнившиеся ему детали пейзажа (мох, дерево и т. д.). Однако и бурундук вполне гармонично вписывается в этот ряд, следовательно то, что вы посчитали разными примерами, на самом деле было одним. Из-за того что разделение на примеры изначально было некорректно, с их пояснением тоже возникли трудности. В третьем абзаце я увидела только пересказ, а во втором на роль пояснения, видимо, претендовала фраза о том, что "человеческое восприятие устроено необычным образом". Но пояснением ее считать нельзя хотя бы потому, что эта мысль уже была в исходном тексте (предложение 17). Она также не слишком подходит в качестве примера, поскольку "странность" человеческого восприятия не имеет прямого отношения к заявленному проблемному вопросу.
Короче говоря, анализ текста получился бы удачнее, если бы вы работали с другими смысловыми частями текста. Покажу возможный вариант комментария:
1. Пример 1 (начало текста, где описывается однообразие тайги). Пояснение: возникает ощущение скуки, и порой кажется, что в мире природы особенно ничего не происходит.
2. Пример 2 (встреча с бурундуком и размышления, возникшие у путешественника после нее). Пояснение: все-таки мир природы не оставил героя равнодушным, благодаря встрече с бурундуком он задумался о том, чему учит человеку природа и как он должен к ней относиться.
3. Связь: противопоставление (сначала природа казалась герою неинтересной, но после встречи с бурундуком он явно изменил свое мнение).
K3 - Собственное отношение к позиции автора: + 2 балла
Есть согласие с автором, тезисы в защиту своего мнения, пример-аргумент.
K4 - Фактическая точность речи: + 1 балл
Ошибок нет.
K5 - Логичность речи: + 2 балла
| Автора заинтересовало, что зверь “постоянно возвращался к одному и тому же месту и каждый раз что-то уносил с собой”. Под впечатлением от увиденного рассказчик задается вопросом, почему бурундук так делает. |
| После истории о встрече с бурундуком В.К. Арсеньев задается логичным вопросом: “Чем же зацепила меня эта встреча?” |
K6 - Соблюдение этических норм: + 1 балл
Ошибок нет.
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла
Ошибок нет
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла
| После истории о встрече с бурундуком В.К. Арсеньев задается логичным вопросом: “Чем же зацепила меня эта встреча?”. |
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл
| Чтение текста Владимира Клавдиевича Арсеньева погружает читателя [в] необъятный мир тайги... Он сам себе отвечает [в] предложениях 33-34. |
Пропущены предлоги.
| Приведенные примеры из текста Арсеньева взаимосвязаны между собой. |
K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл
| Чтение текста Владимира Клавдиевича Арсеньева погружает читателя необъятный мир тайги и заставляет задуматься над вопросом... |
| Но затем [он] вспоминает рассказ охотника Дерсу о том, что зверь таким образом сушит свои запасы на свежем воздухе. |
| Приведенные примеры из текста Арсеньева взаимосвязаны между собой. |
Иван, очень хорошо, что вы стараетесь соблюдать структуру сочинения и стремитесь улучшить свой результат! Однако вам следует больше времени уделять анализу текста. Попробуйте перед написанием сочинения составить тезисный план фрагмента - тогда вам будет проще решить, что именно взять в комментарий. Вам также следует тщательнее проверять и вычитывать свое сочинение - так вы сможете уменьшить количество снятых баллов.
Удачи!
Баллы по критериям
К1 - Отражение позиции автора по указанной проблеме: 1
K2 - Пример 1: 0
K2 - Пример 2: 0
K2 - Анализ связи между примерами - 1: 0
К2 - Комментарий к позиции автора (общий): 0
K3 - Собственное отношение к позиции автора: 2
K4 - Фактическая точность речи: 1
K5 - Логичность речи : 2
K6 - Соблюдение этических норм: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм : 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм : 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
Итоговый балл - 14

