Запомни!

Пиши с одной Н:
прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема веру в человека

  • Текст: А. Чехов. Рассказ старшего садовника (отрывок)

    (1) Что же касается меня, господа, то я всегда с восторгом встречаю оправдательные приговоры, — сказал Михаил Карлович, садовник графа N. — (2) Я не боюсь за нравственность и за справедливость, когда говорят «невиновен», а, напротив, чувствую удовольствие. (3) Даже когда моя совесть говорит мне, что, оправдав преступника, присяжные сделали ошибку, то и тогда я торжествую. (4) Судите сами, господа: если судьи и присяжные более верят человеку, чем уликам, вещественным доказательствам и речам, то разве эта вера в человека сама по себе не выше всяких житейских соображений?

    (5) Мысль хорошая, — сказал я.

    (6) Но это не новая мысль. (7) Помнится, когда-то очень давно я слышал даже легендуна эту тему, — сказал садовник и улыбнулся. — (8) Мне рассказывала её моя покойная бабушка.

    (9) Мы попросили его рассказать эту легенду.

    (10) В одном маленьком городке, — начал он, — поселился пожилой, одинокий и некрасивый господин по фамилии Томсон или Вильсон, — ну это всё равно. (11) Дело не в фамилии. (12) Профессия у него была благородная: он лечил людей. (13) Жители города были очень рады, что Бог наконец послал им человека, умеющего лечить болезни, и гордились, что в их городе живёт такой замечательный человек. (14) «Он знает всё», — говорили про него.

    (15) Но этого было недостаточно. (16) Надо было ещё говорить: «Он любит всех!» (17) В груди этого учёного человека билось чудное, ангельское сердце. (18) Ведь жители города были для него чужие, не родные, но он любил их, как детей, и не жалел для них своей жизни. (19) У него самого была чахотка, он кашлял, но, когда его звали к больному, забывал про свою болезнь, не щадил себя и, задыхаясь, взбирался на горы, как бы высоки они ни были. (20) Он пренебрегал зноем и холодом, презирал голод и жажду. (21) Денег он не брал, и, странное дело, когда умирал пациент, то доктор шёл вместе с родственниками за гробом и плакал.

    (22) Признательность жителей не имела границ. (23) В городке и его окрестностях не было человека, который позволил бы себе не только сделать ему что-нибудь неприятное, но даже подумать об этом.

    (24) И вот этот человек, который, казалось, своею святостью оградил себя от всего злого, доброжелателями которого считались даже разбойники и бешеные, однажды был найден в овраге убитым. (25) Можете же представить себе теперь ту скорбь, какая овладела жителями города и окрестностей. (26) Все в отчаянии, не веря своим глазам, спрашивали себя: кто мог убить этого человека? (27) Судьи, которые проводили следствие, сказали так: «Здесь мы имеем все признаки убийства, НО так как нет на свете такого человека, который мог бы убить нашего доктора, то, очевидно, убийства тут нет и совокупность признаков является только простою случайностью. (28) Нужно предположить, что доктор в потёмках сам упал в овраг и ушибся до смерти».

    (29) Но вдруг, можете себе представить, случай наводит на убийцу. (30) Увидели, как один шалопай, уже много раз судимый, пропивал в кабаке табакерку и часы, принадлежавшие доктору. (31) Когда стали его уличать, он смутился и сказал какую-то очевидную ложь. (32) Сделали у него обыск и нашли рубаху с окровавленными рукавами и докторский ланцет в золотой оправе. (33) Каких же ещё нужно улик? (34) Злодея посадили в тюрьму. (35) Жители возмущались и в то же время говорили: Невероятно! (36) Не может быть! (37) Смотрите, как бы не вышло ошибки; ведь случается, что улики говорят неправду! (38) На суде убийца упорно отрицал свою вину. (39) Всё говорило против него, и убедиться в его виновности было так же нетрудно, как в том, что земля чёрная, но судьи точно с ума сошли: они по десяти раз взвешивали каждую улику, недоверчиво посматривали на свидетелей, краснели, пили воду...

    (40) Обвиняемый! — наконец обратился главный судья к убийце. — (41) Суд признал тебя виновным в убийстве доктора такого-то и приговорил тебя к...

    (42) Главный судья хотел сказать: «к смертной казни», но выронил из рук бумагу, на которой был написан приговор, вытер холодный пот и закричал:

    Нет! (43) Если я неправильно сужу, то пусть меня накажет Бог, но, клянусь, подсудимый не виноват! (44) Я не допускаю мысли, что мог найтись такой человек, который осмелился бы убить нашего доктора! (45) Человек не способен пасть так низко!

    (46) Да, нет такого человека, — согласились прочие судьи.

    (47) Нет! — откликнулась толпа. — (48) Отпустите его!

    (49) Убийцу отпустили на все четыре стороны, и ни одна душа не упрекнула судей в несправедливости.

    (50) Пусть оправдательный приговор принесёт жителям городка вред, но зато, посудите, какое благотворное влияние имела на них эта вера в человека, вера, которая ведь не остаётся мёртвой: она воспитывает в нас великодушные чувства и всегда побуждает любить и уважать каждого человека. (51) Каждого!

    (По А. П. Чехову)

22.03.2021 18:47:25
Автор: Мария Дегтева

          Почему важно сохранять веру в человека? Над этим вопросом размышляет А.П.Чехов в предложенном для анализа тексте. Проследим, как автор раскрывает поставленную проблему.

         Сначала писатель приводит размышления садовника о том, как он относится к «оправдательным приговорам». Автор обращает внимание читателя на то, с каким воодушевлением Михаил Карлович признаётся, что даже в случае несправедливого оправдания, когда он чётко понимает, что присяжные совершили ошибку, он «торжествует», чувствует «удовольствие». Но почему? Садовник объясняет это так: «Вера в человека сама по себе… выше всяких житейских соображений». Этим примером автор показывает, что веру в человека необходимо сохранять потому, что она возвышает  и облагораживает того, кто способен впустить её в своё сердце.

           Затем писатель останавливается на рассказанной садовником легенде. Михаил Карлович повествует о жестокой расправе с доктором, в груди которого «билось чудное, ангельское сердце». Чехов обращает внимание читателя на то, с каким уважением и даже восхищением садовник описывает самоотверженного врача, который, казалось, «своею святостью оградил себя от всего злого», чтобы показать, какое сильное влияние доброта и чуткость «учёного человека» оказали на жителей городка. Бесконечная любовь доктора заставила людей поверить в человечность, открыть свои сердца и впустить в них веру в доброту, искренность и честность – веру в человека.  Подводя итог, садовник отмечает: «Пусть оправдательный приговор принесёт жителям городка вред, но зато, посудите, какое благотворное влияние имела на них эта вера в человека, … которая … воспитывает в нас великодушные чувства и всегда побуждает любить и уважать каждого человека». По моему мнению, в этих словах звучит важная авторская мысль о том, что, поверив в человека, можно стать лучше самому.

            Писатель приводит примеры, которые дополняют друг друга, чтобы показать: вера  в человека не только возвышает над суетой обыденности, но и помогает развиваться духовно.  

            Позиция Чехова не выражена явно, но логика повествования позволяет понять авторскую мысль о том, что вера в человека возвышает людей над «всякими житейскими соображениями»,  воспитывает лучшие качества, а потому должна быть присуща каждому.

            Я согласна с позицией Чехова. Действительно, порой, поверив в другого, люди становятся лучше сами. Постоянные подозрения озлобляют человека, делают его чёрствым, равнодушным, он начинает сомневаться во всех вокруг и в самом себе. Из-за этого он замыкается от окружающего мира, теряет с ним связь, постоянно живёт в своём мире-пузыре из подозрений и обид, не развивается нравственно, беднеет духовно. Но стоит ему только поверить в людей, в их доброту,  отзывчивость, чуткость, как его собственная душа расцветает, наполняется светом и теплом. Я думаю, люди должны верить друг другу и друг в друга и тогда общество станет гармоничнее, а мир – прекраснее.

             В заключение мне хотелось бы ещё раз подчеркнуть, что вера в человека облагораживает и возвышает.
Количество слов - 425

Рецензент: Елена Дудина

Здравствуйте, Мария!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 6 баллов

Пример 1 (отношение садовника к оправдательным приговорам) в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 (история об убийстве доктора) указан, пояснен.

Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 2 балла.

Ошибки: нет

Рекомендация:

Сначала писатель приводит размышления садовника ХХХХ о том, как он относится к «оправдательным приговорам».
Вместо крестиков нужно вставить имя и отчество персонажа.

K6 - Точность и выразительность речи + 2 балла.

Ошибки: нет

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.

Ошибки: нет

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.

Ошибки:

Я думаю, люди должны верить друг другу и друг в друга ЗПТ и тогда общество станет гармоничнее, а мир – прекраснее.
пропущена запятая на границе грамматических основ.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.

Ошибки:

Из-за этого он замыкается от окружающего мира
Нарушение управления. Правильно: отгораживается от мира.
Михаил Карлович повествует о жестокой расправе с доктором, в груди которого «билось чудное, ангельское сердце».
Нарушение управления. Правильно: расправа НАД доктором.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 2 балла.

Ошибки: нет

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Общие рекомендации: следует улучшить качество самопроверки текста. Ошибки от невнимательности при самопроверке. Удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 6
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 2
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 2
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 23

Возврат к списку