Запомни!

Пиши с одной Н:
прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Возможно ли проявление человечности в военное время?

  • Текст: Ю. В. Бондарев. О войне
    — (1)Вчера в лесу обстреляли штабную машину, — вполголоса сказал Никитин, взглянув на Княжко. — (2)Сообщил патруль.
    — (3)Вчера? (4)Обстреляли? — подхватил Гранатуров. — (5)Ну-ка, Княжко, вопрос щенку! (6)Они стреляли?
    (7)«Неужели вот такие молокососы устроили засаду в лесу? — подумал Никитин, пытаясь соотнести обстрел машины с видом этой сгорбленной, жалкой мальчишеской спины немца и его мокро хлюпающего носа. — (8)Просто не верится».
    — (9)Что там этот хмырь мокроносый мычит? — угрожающе спросил Гранатуров, не снимая руку с кобуры. — (10)Если не ответил, повторить вопрос, еще повторить, Княжко! (11)Вчера стрелял, а сегодня в разведку пошёл? (12)Пусть ответит!
    (13)Княжко задал вопрос и с подчёркнутой сухостью перевёл:
    — (14)Он сказал, что вчера не был в лесу, а был в городе, у сестры. (15)Кроме того, ефрейтор каждую ночь выбирает новое место ночёвки. (16)За разглашение тайны — расстрел.
    (17)Гранатуров, расставив ноги, медленно покачивался с носков на каблуки, скулы его заметно теряли смуглоту, приобретали серый оттенок.
    — (18)Значит... (19)Отказывается говорить? (20)Так я понял, Княжко? — сниженным до подземного рокота басом выговорил Гранатуров, зрачки его вдруг слились с шальной жутью глаз, и он дико тряхнул головой в сторону двери. — (21)А ну-ка выйдите все, только братца немочки оставьте! (22)Я поговорю с ним, как фрицы с моим отцом и матерью в Смоленске разговаривали! (23)Он у меня шёлковым станет!
    (24)Никитин слышал о чем-то страшном, детально неясном, что случилось в сорок первом с семьей Гранатурова в Смоленске (отец его, кажется, был директором школы, мать — учительницей), о чем сам он мало говорил, и, подумав об этом, тут же увидел сплошной оскал зубов на посеревшем лице комбата, увидел, как напряглись слоновьей силой его плечи и чугунной гирей дрогнул и повис вдоль тела пудовый кулак. (25)Он никогда не замечал этого ослепленного, ярого, звериного проявления в нем, и почему-то мелькнула мысль, что одним ударом Гранатуров легко мог бы убить человека. (26)Тёмное, неосмысленное проявилось у Меженина; зараза насилия полыхнувшим пламенем внезапно прошла от него к Гранатурову, как проходит безумие по толпе, опьянённой жаждой мщения при встрече человеческого существа, вовсе не сильного, растерянного, несущего в себе понятие врага.
    (27)Это не понял, а инстинктивно почувствовал Никитин, и в ту же секунду пронзительный взвизг немки прорезал тишину комнаты — она кинулась к Курту, догадываясь, что должно было произойти сейчас, вцепилась в шею брата и, наклоняя его маленькую голову к своему лицу, повторяла одно и то же с мольбой:
    — (28)Kurt, Kurt, Kurt!.. (29)Antworte!..
    — (30)Меженин! — заревел Гранатуров, надвигаясь на Курта. — (31)Убери её! (32)Выйдите все! (33)Я поговорю с ним! (34)И этот слюнявый скорпион стрелял в нас?
    (35)Меженин плюнул на ладони, растер, будто бы дрова рубить собрался, обеими руками схватил немку за плечи, рванул, оторвал её от Курта, и тотчас же неузнаваемый, накалённый голос Княжко хлестнул зазвеневшим выстрелом:
    — (36)Назад!..
    (37)И, сделав два шага, подобно разжатой стальной пружинке, оттолкнул Меженина локтем и, бледнея, стал между Гранатуровым и Куртом, произнес непрекословным голосом приговора и Гранатурову и себе:
    — (38)Это вы сделаете только в том случае, если меня не будет в живых! (39)Вам ясно, комбат?
    — (40)Меженин! (41)Выйдите отсюда! — подал команду Никитин, горячо подхваченный решимостью Княжко. — (42)Чтоб вашего духа здесь не было!
    (43)Меженин перевел задымлённые бешенством глаза на Никитина, затем, по обыкновению смежив ресницы, для чего-то потирая жёстко ладонь о ладонь, прохрипел Гранатурову: «Немчишки им, оказывается, дороже, а?» — и, переваливаясь, двинулся к двери, открыл ее кулаком, вышагнул и так стукнул дверью, что закачался огонь в лампе.
    (По Ю. Бондареву*)
    * Юрий Васильевич Бондарев (1924−2020) — русский писатель, сценарист, автор многочисленных произведений о Великой Отечественной войне.


24.02.2023 23:02:29
Автор: Емельяна Марабаева

Возможно ли проявление человечности в военное время? Именно над этим размышляет Ю.В. Бондарев в своём тексте.

Рассуждая над этим вопросом, автор рассказывает о случае, произошедшем заграницей с русскими солдатами и немецким мальчиком. Главный герой Гранатуров особенно отрицательно относится к Курту, он разговаривает с ним так: «Что там этот хмырь мокроносый мычит?».  Комбатом управляет чувство мести, он ослеплён гневом и болью прошлых лет: «Я поговорю с ним, как фрицы с моим отцом и матерью в Смоленске разговаривали! Он у меня шёлковым станет!» Гневом и ненавистью «заражается» и Меженин: «Тёмное, неосмысленное проявилось у Меженина». Мы можем сказать, что в военные времена люди переживают большие потери и разочарования, поэтому они становятся черствыми и в чем-то жестокими.

Но не все относятся к врагу, так же как Гранатуров и Меженин. Например, Княжко и Никитин более доброжелательно ведут себя по отношению к Курту. Они не допустили унижения и кровопролития. Княжко сказал: «Это вы сделаете только в том случае, если меня не будет в живых! Вам ясно, комбат?»  А Никитин подал команду Гранатурову и Меженину покинуть помещение: «Чтоб вашего духа здесь не было!».  Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что даже в самые тяжелые военные времени человечность и сострадание продолжают жить в людях.

Примеры противопоставлены друг другу. В первом мы видим, как боль, потери и гнев пересиливают в людях самое главное- человеколюбие. А второй пример даёт нам понять то, что и в военное время люди сохраняют в себе самые лучшие личностные качества, которые помогают им не забывать о том, что враг- тоже человек.

Автор считает, что в тяжелое военное время проявление человечности не только возможно, но и необходимо, потому что самое главное для людей — это сохранение милосердия и справедливого взгляда на мир.

Я полностью согласна с мнением автора. Действительно, проявление человеколюбия чрезвычайно важно. Именно путём уважения и добра может быть достигнута победа и мир. Вспомним фильм Алексея Сидорова «Т-34». Главный герой Николай Ивушкин и его экипаж одерживают победу в сражении с «Пантерой». Танк противника повисает на краю моста, и русский солдат решает спасти Клауса-капитана вражеской машины и подаёт ему руку, но немец разжимает её, и падает вместе со своим танком в воду. Мы понимаем, что Николай Ивушкин, несмотря на тяжёлые испытания, все сложности судьбы, сохраняет уважение к врагу, проявляет доброту и остаётся верным своим принципам.

Подводя итог, можно сказать, что человеколюбие в военное время проявляют не все. Но те, кто это делают, заслуживают особого уважения, потому что на таких людях держится мирное будущее человечества.
Количество слов - 404

Здравствуйте, Емельяна!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2023 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблемы исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий: + 5 баллов

Пример 1 в сочинении указан, пояснен.

Мы можем сказать, что в военные времена люди переживают большие потери и разочарования, поэтому они становятся черствыми и в чем-то жестокими.

Неуместное слово применительно к военным временам. Трагедии они переживают, а не просто разочарования.

Пример 2 в сочинении указан, пояснен. Во втором пояснении фактически мы видим ответ на проблемный вопрос. Постарайтесь этого избегать.

Взаимосвязь между примерами проанализирована.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл

Они не допустили унижения и кровопролития.

Чьего унижение не допустили? Непонятно

Главный герой Гранатуров особенно отрицательно относится к Курту

Кто такой Курт? Назовите героев сразу же, как зашла речь о них.

Княжко сказал: «Это вы сделаете только в том случае, если меня не будет в живых! Вам ясно, комбат?»  

А что они сделают?

K6 - Точность и выразительность речи: + 1 балл

Нет максимума по К10.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла

Рассуждая над этим вопросом, автор рассказывает о случае, произошедшем заграницей с русскими солдатами и немецким мальчиком.

за границей

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 1 балл

Главный герой Гранатуров особенно отрицательно относится к Курту, он разговаривает с ним так: «Что там этот хмырь мокроносый мычит?».
А Никитин подал команду Гранатурову и Меженину покинуть помещение: «Чтоб вашего духа здесь не было!».

Если прямая речь заканчивается вопросительным или восклицательным знаком, точка не нужна.

Но не все относятся к врагу, так же как Гранатуров и Меженин.

Иногда вариантов пунктуации два, но в вашем случае надо так: не все относятся к врагу так же, как...

Танк противника повисает на краю моста, и русский солдат решает спасти Клауса-капитана вражеской машины и подаёт ему руку, но немец разжимает её, и падает вместе со своим танком в воду.

Приложение (капитана вражеской машины) необходимо обособить с двух сторон

Далее запятая стоит между однородными сказуемыми

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов

Рассуждая над этим вопросом

Рассуждая О / размышляя О, НАД

Например, Княжко и Никитин более доброжелательно ведут себя по отношению к Курту. Они не допустили унижения и кровопролития.

Нарушение видо-временной несоотнесенности

А второй пример даёт нам понять то, что и в военное время люди сохраняют в себе самые лучшие личностные качества, которые помогают им не забывать о том, что враг- тоже человек.

Стоит опустить местоимение (тем более что далее повтор).

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов

Рассуждая над этим вопросом, автор рассказывает о случае, произошедшем заграницей с русскими солдатами и немецким мальчиком.

Неуместно тут говорить про заграницу. Это не туристическая поездка, похоже, будто русские с немцем были где-то на третьей территории.

Главный герой Гранатуров особенно отрицательно относится к Курту, он разговаривает с ним так: «Что там этот хмырь мокроносый мычит?».

Канцелярский стиль

Гневом и ненавистью «заражается» и Меженин: «Тёмное, неосмысленное проявилось у Меженина».

Повторы, надо было постараться этого избежать

Но не все относятся к врагу, так же как Гранатуров и Меженин. Например, Княжко и Никитин более доброжелательно ведут себя по отношению к Курту.

Повтор однокоренных слов

А второй пример даёт нам понять то, что и в военное время люди сохраняют в себе самые лучшие личностные качества,

Канцелярский налет в этой фразе. Недочет.

Именно путём уважения и добра может быть достигнута победа и мир.

Нельзя что-то сделать путем уважения и добра. Тут должны быть, например, отглагольные существительные. Конец фразы тоже неудачный: лучше оставить одну победу.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности: + 1 балл

Емельяна, структуру сочинения вы соблюдаете, пишите покороче, тогда всех ошибок будет меньше. Последите за логикой, обязательно вводите героев в текст.

Удачи на ЕГЭ!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 1
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 15

Возврат к списку