Запомни!

Пиши с одной Н:
прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема отношения человека к своему жилью

  • Текст: Мне не раз доводилось бывать в покинутых
    Мне не раз доводилось бывать в покинутых русских деревнях. Ох, какое это зрелище! К нему не притерпеться, не привыкнуть. Я, во всяком разе, не смог. Ведь некоторым селам, которые так поспешно, охотно, вроде бы с облегчением списывали со счета, - тыща лет! А может, и более. И самое печальное зрелище - это оставленная, заброшенная русская изба, человеческое прибежище.
    Я заглянул в окно покинутой избы. В ней еще не побывали городские браконьеры, и три старенькие иконы тускло отсвечивали святыми ликами в переднем углу. Крашеные полы в горнице, в середней и в кути были чисто вымыты, русская печь закрыта заслонкой, верх печи был задернут выцветшей ситцевой занавеской. На припечке опрокинуты чугунки, сковорода, в подпечье - ухваты, кочерга, сковородник, и прямо к припечью сложено беремя сухих дров, уже тронутых по белой бересте пылью. В этой местности дрова заготавливают весной, большей частью ольховые и березовые. За лето они высыхают до звона, и звонкие, чистые поленья радостно нести в дом, радостно горят они в печи.
    Здесь жили хозяева! Настоящие. Покидая родной дом из-за жизненных ли обстоятельств, по зову ли детей или в силу все сметающей на пути урбанизации, они не теряли веры, что в их дом кто-то придет не браконьером и бродягой - жителем придет, и с крестьянской обстоятельностью приготовили для него все необходимое… Затопи печь, путник или новопоселенец, согрей избу - и в ней живой дух поселится, и ночуй, живи в этом обихоженном доме.
    А через дорогу, уже затянутую ромашкой, травой муравой, одуванчиком и подорожником, изба распахнута настежь. Ворота сорваны с петель, створки уронены, проросли в щелях травой, жерди упали, поленницы свалены, козлина опрокинута вниз "рогами", валяются обломок пилы, колун, мясорубка, и всякого железа, тряпья, хомутов, колес - ступить некуда. В самой избе кавардак невообразимый. На столе после еды все брошено, чашки, ложки, кружки заплесневели. Меж ними птичий и мышиный помет, на полу иссохшая и погнившая картошка, воняет кадка с прокисшей капустой, по окнам горшки с умершими цветами. Везде и всюду грязное перо, начатые и брошенные клубки ниток, поломанное ружье, пустые гильзы, подполье черным зевом испускает гнилой дух овощей, печка закопчена и скособочена, порванные тетради и книжки валяются по полу, и всюду бутылки, бутылки, из-под бормотухи и водки, большие и маленькие, битые и целые, - отсюда не выселялись, помолясь у порога и поклонившись покидаемому отеческому углу, здесь не было ни Бога, ни памяти, отсюда отступали, драпали с пьяной ухарской удалью, и жительница этого дома небось плюнула с порога в захламленную избу с презрением: «Хватит! Поворочала! Теперь в городе жить стану, как барыня!..» (По В. П. Астафьеву)
21.05.2024 14:21:25
Автор: Святослав Стороженко

В предложенном для анализа текста, В. П. Астафьев размышляет об отношении человека к своему дому.

Комментируя данную проблему, стоит отметить: автор описывает историю, в которой рассказчик натыкается на заброшенный дом, хозяева которого позаботились над тем, чтобы изба была убрана и чиста: «…они не теряли веры, что в их дом кто-то придёт не браконьером и бродягой – жителем придёт, и с крестьянской обстоятельностью приготовили для него всё необходимое…» Читатель видит, чего хотят люди, которые приводят в порядок дом перед отъездом. Кроме того, мы понимаем: такие хозяева относятся хорошо в первую очередь к путнику, предоставляя ему готовый кров, а также с уважением почитая бывшее место жительства.

Далее рассказчик натыкается на ещё один дом, внешне и внутренне противоположный первому, и рассуждает над его прошлыми хозяевами: «…отсюда не выселялись, помолясь у порога и поклонившись покидаемому отеческому углу, здесь не было памяти, отсюда отступали, и жительница этого дома небось плюнула с порога в захламлённую избу с презрением…» Так Астафьев убеждает читателя в том, что бывают и недобросовестные люди, имеющие наплевательское отношение к истории своей семьи, а значит и во многом к себе.

Примеры, противопоставленные друг другу, помогают понять, что дух людей зависит от порядка в их окружении.

Авторская позиция ясна. Астафьев считает, что внутренний мир человека отражается в его отношении к родному дому.

Я согласен с мнением автора. Действительно, поддерживая порядок в своём доме, мы также поддерживаем порядок в «своей голове». Немало подтверждений этому можно найти в кинематографии. Так, в произведении Д. Лукаса «Звёздные Войны» описана чистота хижины рыцаря джедая Йоды, для которого очень важно иметь строгость характера и здравость рассудка.

Хочется верить, что читатели задумаются о проблеме, поставленной в тексте Астафьева, и осознают, как необходимо относиться к своему родному дому.

Количество слов - 280

Рецензент: Елена Дудина

Здравствуйте, Святослав!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2024 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий: +2  балла

Пример 1 в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 указан, пояснен.

Взаимосвязь между примерами определена верно, но не проанализирована.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 2 балла.

Ошибки: нет

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.

Ошибки: нет

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.

Ошибки: нет

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.

Ошибки:

В предложенном для анализа текста, В. П. Астафьев размышляет об отношении человека к своему дому.
Запятая не нужна.
люди, имеющие наплевательское отношение к истории своей семьи, а значит и во многом к себе.
Нужна запятая после вводного сочетания.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов.

Ошибки:

В предложенном для анализа текста, В. П. Астафьев размышляет об отношении человека к своему дому.
Нарушение управления. Правильно: в предложенном для анализа текстЕ. Считаю это опечаткой.
хозяева которого позаботились над тем, чтобы изба была убрана и чиста
Нарушение управления. Правильно: позаботились о том, чтобы...
и рассуждает над его прошлыми хозяевами
Нарушение управления. Правильно: рассуждает о...
мир человека отражается в его отношении к родному дому.
Либо отражается НА отношении, либо проявляется В отношении.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл.

Ошибки:

а также с уважением почитая бывшее место жительства.
Почитать -- значит "относиться с уважением". Плеоназм.
Примеры, противопоставленные друг другу, помогают понять, что дух людей зависит от порядка в их окружении.
Речевая и смысловая недостаточность: непонятно, что имеется в виду под словом "окружение" и как оно влияет на дух.
Немало подтверждений этому можно найти в кинематографии.
Уместнее употребить в этом контексте пароним "кинематограф".
для которого очень важно иметь строгость характера
Лучше: у которого был строгий характер.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Общие рекомендации: следует усилить работу над анализом связи. Удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 2
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 16

Возврат к списку