Запомни!

Пиши с одной Н:
прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема стойкости

  • Текст: В. Астафьев. Руки жены

    Он шагал впереди меня по косогору, и ослизлые камни по макушку вдавливались в мох под его сапогами. Я видел только спину Степана Творогова. Он то исчезал в кустах, то появлялся на чистине. На спине его под вылинялой рубахой напряжённо глыбились лопатки, не в меру развитые. Шёл Степан, чуть подавшись вперёд, и правое плечо его тоже было выдвинуто чуть вперёд. Он весь был напружинен, собран, ноги ставил тв1рдо, сразу на всю ступню. Рук у него не было, и он должен был крепко держаться на ногах.

     Иногда он всё же падал, но падал обязательно на локти или на бок, на это чуть выдвинутое вперёд плечо. Падал легко, без шума и грохота, и быстро поднимался.

     Я с трудом поспевал за ним, хватаясь за кусты, за осоку и за всё, что попадалось на пути. Об осоку я порезал руки и про себя ругался, думал, что Степан нарочно выбрал этот проклятый косогор, чтобы доказать мне, как он прытко ходит по тайге.

     Один раз он обернулся, спросил участливо:

     - Уморились? Тогда давайте посидим.

    Я уже заметил, что, когда он сидит, обязательно прячет култышки с подшитыми рукавами.

     Степан вроде бы дремал, а может, давал мне возможность отдохнуть на природе. Рядом лежало его ружьё, на груди, возле самого подбородка, висел патронаш. Патроны он доставал зубами и зубами же вкладывал их в стволы ружья. Курок спускал железным крючком, привязанным ремнями к правой култышке. Он целый год придумывал это приспособление и однажды увидел на двери собственной избы обыкновенный дверной крючок из проволоки. Сено Степан косил, засовывая култышку в железную трубку, приделанную вместо ручки к косе, другую приспособил быстрее - всего за полгода. Длинное топорище, с упором в плечо и с петлей возле обуха. В петлю он вставлял култышку и рубил, тесал, плотничал. Сам избу срубил, сам пушнину добывает, сам лыжи сынишке смастерил, сам флюгер-самолёт на крышу дома сладил, чтобы как у соседского парнишки всё было.
     Руки Степану оторвало на шахте взрывчаткой. Было ему тогда девятнадцать лет. Обо всём этом я уже расспросил Степана, и всё-таки оставалось еще что-то, оставалось такое, без чего я не мог писать в газету, хотя имел строгий наказ привезти очерк о безруком герое, лучшем охотнике в тайге.

     - Что обо мне писать-то? Что я калека и не пошёл кусошничать, а сам себе на хлеб зарабатываю? Так это мамкина натура - мы никогда чужеспинниками не были, всегда своим трудом кормились.

     - Четвертый день ты у нас живёшь и всё потихоньку выведываешь - что к чему. И всё возле меня да возле меня. А что я? Надо было, дорогой человек, к Надежде, жене моей, присмотреться. Руки её - вот что, брат, главное. И всего их две у неё, как и у всякого прочего человека. Зато уж руки! Да что там толковать!

     И он стал рассказывать о том, как в конце солнечного августа, на закате лета, шли они с Надеждой вдоль линии высоковольтной. Там, на лугах, Степан первый раз поцеловал Надежду, а назавтра ему оторвало кисти обеих рук.

     Беда заслонила от Степана всё: и шахту, и свет, и Надежду.

    Пылая жаром в больничной палате, думал: »Вот так всю жизнь?..»

    Ночью Степан встал, подкрался к окну - умереть решил, но палата была на первом этаже. Он застонал, прижался лицом к марле, натянутой от мух, и вдруг услышал:

    - Стёпа, ты не мучайся. Я здесь, около тебя. Дома всё в порядке. Мать не пускаю к тебе. Сердце у неё…
    Он ткнулся в марлю, порвал её, в темноте нащупал раскалёнными от боли култышками Надю и заплакал. Она, еле видная в потёмках, зубами рвала марлю , не отпуская его, рвала, чтобы коснуться губами лица его, чтобы он чувствовал - живой человек, вот он, рядом.

     - Худого в уме не держи, - настойчиво шептала она ему в ухо. - Ладно всё будет.
    И он от этого плакал ещё сильнее и даже пожаловался:

     - Руки то жжёт, жжёт…
     И Надя стала дуть на забинтованные култышки, как дуют детишкам, и гладить их.
    И то ли от Надиных слов, то ли от выплаканных слёз пришло облечение, и он уснул на подоконнике, прижавшись щекой к крашенной оконной доске.
    Надя каждую ночь приходила под его окно - днём она не могла отлучаться с работы.
    Он отговаривал её:
     - Ты хоть не так часто. Всё же восемнадцать вёрст туда да обратно…

     - Да ничего, ничего, Стёпа.

    После выписки думал, поговорить бы с Надеждою. Как теперь быть? Что делать? Эх, лучше бы уж одному всё переживать. Зачем она на себя взвалила эту беду? Зачем?

     - Так как же мы будем, Надежда?

    Она вздрогнула, но сказала спокойно:

     - Как все, так и мы.

     - Рук у меня нету, Надя.
     - Ну и что?! - быстро вскинулась она. - А это чего? Грабли, что ли? - и показала на свои натруженные, с коротко остриженными ногтями руки.
     - Вот так, брат, - задумчиво протянул Степан, после того как рассказал всё и мы прошли километров пять молча. - Так вот две руки четырьмя сделались. Сын растёт. Тошка. Во второй класс нынче пойдёт. Всё, брат, в русле, ничего не выплеснулось. Всё на Надежде держится. Без неё я так и остался бы разваренной картошкой. И завалился бы, глядишь, под стол. Смекай!..

     Мы поднимались на косогор. На склоне его стоял срубленный дом, на крыше носом в небо целился деревянный самолётик с жестяным пропеллером. Ветра не было, и пропеллер не шевелился, не звенел, но мне казалось: самолётик вот-вот поднимется выше гор и полетит далеко-далеко.

    По В. Астафьеву


    Текст печатается по по просьбе преподавателей по сборнику Иванова С.Ю.,Еричева Е.В. "Сдай ЕГЭ на все 100!Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку. 2020:Тренировочные материалы"/С.Ю.Иванова,Е.В.Еричева.-Самара:ООО «Офорт»,2020._239 с.


27.02.2020 05:58:18
Автор: Тина Перфильева

Что делать? Подняться или упасть? Ухватиться за руку помощи или ударить ее? Проблема стойкости духа нужна для рассмотрения в наше время, когда люди хотят отталкиваться от тебя ногами, чтобы сделать прыжок. Найдем примеры в произведении Астафьева.
    Во- первых, рассмотрим личность главного героя. Степан Творогов работал на шахте и ему оторвало кисти взрывчаткой, а за день до этого случая он поцеловал Надежду. Степан не опустил своих култышек, он рубил, тесал, плотничал. Сам избу срубил, сам пушнину добывал, сам лыжи сынишке смастерил, сам флюгер-самолет на крышу дома сладил. Некоторые и с двумя здоровыми руками этого не могут. Но главный герой сам бы ничего без помощи не добился, а помогла ему любимая девушка, в будущем жена. Рассмотрим это как следующий пример.
    Надежду не сломала новость о том, что Степану оторвало кисти. Героиня в больницу к Степе ходила регулярно, хотя идти было далече. Она вышла за него замуж и родила ему сына. Надежда дала толчок Степану, который помог ему окрепнуть.
    Автор-рассказчик удивился стойкости духа героев, которые, не смотря на трудности, живут и подымают на ноги сына.
    Я полностью согласен с Астафьевым, нужно продолжать жить дальше. Как главный герой произведения Шолохова «Судьба человека». Он не просто ходил на протезах и даже смог летать. Вот какие сила воли и стойкость духа.
     Пусть у вас будет железный стержень, чтобы жизнь не смогла вас сломать. Идите к своей цели и достигайте её!
    
Олег
Количество слов - 227

Рецензент: Елена Дудина
Здравствуйте, Олег!

У вас получилось весьма слабое сочинение. В тексте не соблюдена логика, мысли скачут, много всего напутано.

Очень странное начало у сочинения:
Что делать? Подняться или упасть?
К чему эти вопросы? Как они помогают погрузиться в проблематику текста? Особенно первый вопрос совершенно неуместен.

Далее идет развернутая метафора, которая абсолютно не связана с проблемой, поднимаемой в исходном тексте:
Проблема стойкости духа нужна для рассмотрения в наше время, когда люди хотят отталкиваться от тебя ногами, чтобы сделать прыжок.
Кто хотел "оттолкнуться ногами" от Степана? Надежда? Если нет, то зачем вообще об этом писать, Олег?
Найдем примеры в произведении Астафьева.
Вот вы так пишете, и читатель думает, что сейчас вы приведете примеры того, как кто-то от кого-то оттолкнулся ногами. Но вы обманываете ожидания! Сами себе устраиваете логические ловушки.
Во- первых, рассмотрим личность главного героя.
Если есть "во-первых", должно быть и "во-вторых", а у вас нет.
Степан Творогов работал на шахте и ему оторвало кисти взрывчаткой, а за день до этого случая он поцеловал Надежду.
Эти события никак не связаны друг с другом, нельзя их объединять в одно предложение.

В комментарии вы приводите примеры, но не поясняете их, передаете только фактуальную информацию из текста.

Проблема обозначена неверно. Стойкость духа - это ТЕМА текста, но не проблема.

Другие ошибки:


Пунктуация:
Степан Творогов работал на шахте ЗПТ и ему оторвало кисти взрывчаткой, а за день до этого случая он поцеловал Надежду.
Речь:
Степан не опустил своих култышек, он рубил, тесал, плотничал.
Есть фразеологизм "опускать руки", такого фразеологизма, который написали вы, нет. Не нужн искажать фразеологизмы, это неграмотно и некорректно.

Олег, когда вы берете фразы из текста, оформляйте их как цитаты. Иначе это называется "плагиат".
Сейчас я вам снижаю баллы за использование в тексте просторечных слов: далече, подымал и т.п.
Надежда дала толчок Степану, который помог ему окрепнуть.
Как толчок может помочь кому-то окрепнуть?

Орфография:
Автор-рассказчик удивился стойкости духа героев, которые, не смотря на трудности, живут и подымают на ноги сына.
Правильно: несмотря на трудности

Фактические ошибки:
Как главный герой произведения Шолохова «Судьба человека». Он не просто ходил на протезах и даже смог летать. Вот какие сила воли и стойкость духа.
Олег, вы все перепутали. У героя этого рассказа все в порядке было с ногами, он даже вовсе не был летчиком. А летчиком был Алексей Мересьев из "Повести о настоящем человеке" Бориса Полевого.

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 0
K2 - Пример 1: 0
K2 - Пример 2: 0
K2 - Анализ связи между примерами:
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 0
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 0
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 0
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 0
Итоговый балл - 7

Возврат к списку