Запомни!

Пиши с одной Н:
прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема лжи во благо

  • Текст: А. Куприн. Святая ложь

    1)Вот уже три года, как его незаслуженно оклеветали и лишили работы, Иван Семенюта живёт дикой, болезненной и страшной жизнью. (2)Он ютится в полутёмном подвале, где снимает самый сырой и холодный угол. (3)Чем существует Семенюта, − он и сам не скажет. (4)Он не брит, не стрижен, волосы торчат у него на голове, точно взъерошенное сено, бледное лицо опухло нездоровой подвальной одутловатостью, сапоги просят каши.

    (5)Но есть четыре дня в году, когда он старается встряхнуться и изменить свой запущенный вид. (6)Это на Новый год, на Пасху, на Троицу и на тринадцатое августа. (7)Накануне этих дней он путём многих усилий и унижений достаёт пятнадцать копеек − пять копеек на баню, пять на цирюльника и пять копеек на плитку шоколада или на апельсин.

    (8)И вот, начистив до зеркального блеска сапоги, замазав в них дыры чернилами, тщательно обрезав снизу брюк бахрому, надев бумажный воротничок с манишкой и красный галстук, которые обыкновенно хранятся у него целый год завёрнутыми в газетную бумагу, Семенюта тянется через весь город во вдовий дом с визитом к матери. (9)Обыкновенно он норовит попасть к вечеру, когда не так заметны недостатки его костюма.

    (10)Мать, завидев родного сына, быстро встаёт, подымая очки на лоб. (11)Клубок шерсти падает на пол и катится, распутывая петли вязанья.

    − (12)Ванёчек! (13)Милый! (14)Ждала, ждала, думала, так и не дождусь моего ясного сокола. (15)Вид у тебя неважный, Ванёк, − говорит старушка и сухой жёсткой рукой гладит руку сына, лежащую на столе. − (16)Побледнел ты, усталый какой-то.

    − (17)Что поделаешь, маман! (18)Служба. (19)Я теперь, можно сказать, на виду. (20)Мелкая сошка, а вся канцелярия на мне. (21)Работаю как вол. (22)Согласитесь, маман, надо же карьеру делать? – и вручает ей апельсин.

    − (23)Не утомляйся уж очень-то, Ванюша.

    − (24)Ничего, маман, я двужильный. (25)Зато на Пасху получу коллежского, и прибавку, и наградные. (26)И тогда кончено ваше здешнее прозябание. (27)Сниму квартирку и перевезу вас к себе. (28)И будет у нас не житьё, а рай. (29)Я на службу, вы − хозяйка.

    (30)Этот робкий, забитый жизнью человек всегда во время коротких и редких визитов к матери держится развязного, независимого тона, бессознательно подражая тем светским «прикомандированным» шалопаям, которых он в прежнее время видел в канцелярии. (31)Отсюда и дурацкое слово «маман». (32)Он всегда звал мать и теперь мысленно называет «мамой», «мамусенькой», «мамочкой», и всегда на «ты».

    (33)Семенюта призывает на помощь всё своё вдохновение и начинает врать развязно и небрежно. (34)Правда, иногда он противоречит тому, что говорил в прошлый визит. (35)Всё равно, он этого не замечает. (36)Замечает мать, но она молчит. (37)Только её старческие глаза становятся всё печальнее и пытливее.

    (38)Служба идёт прекрасно. (39)Начальство ценит Семенюту, товарищи любят...

    (40)И он говорит, говорит без конца, разжигаясь собственной фантазией, а мать смотрит на него, заворожённая волшебной сказкой.

    (41)Наступает время, когда надо уходить. (42)Мать хочет проводить сына в переднюю, но он отклоняет эту любезность.

    − (43)Ну, что, в самом деле, маман. (44)Дальние проводы − лишние слёзы. (45)И простудитесь ещё, чего доброго. (46)Берегите себя!

    (47)…Когда же судьба покажет Семенюте не свирепое, а милостивое лицо? (48)И покажет ли? (49)Я думаю − да. (50)И будет жить Семенюта вместе со своей мамашей ещё очень долго, будет с ней жить в тихом, скромном и тёплом уюте. (51)Но никогда старушка не намекнёт на то, что она знала о его обмане, а он никогда не проговорится о том, что он знал, что она знает. (52)Это острое место всегда будет осторожно обходиться. (53)Святая ложь − это такой трепетный и стыдливый цветок, который увядает от прикосновения.

    (По А. И. Куприну*)

    *Александр Иванович Куприн (1870–1938) – русский писатель, автор многочисленных рассказов и повестей.
28.02.2020 19:29:34
Автор: Дарья

На вопрос: « Что такое ложь ?» ,наверное ,каждый ответит ,что это зло ,которое приносить несчастье людям . Однако всегда ли это так ? Или бывает  ложь во благо ? Именно такую проблему поднимает русский писатель Александр Иванович Куприн в тексте .

Размышляя над проблемой , автор рассказывает о тяжелой судьбе главного героя . Его незаслуженно оклеветали и лишили работы . « Он не брит ,не стрижен ,волосы у него на голове ,точно взъерошенное сено ,бледное лицо опухло нездоровой подвальной одутловатостью ,сапоги просят каши» -именно так выглядит Семенюта все дни ,кроме тех ,когда он отправляет к своей матери . Он надевает  свои лучшие вещи и идет к ней  с плиткой шоколада,купленной на последние деньги .  Герой при встрече с мамой ,боясь расстроить ее, рассказывает ,что служба идет хорошо, «начальство ценит», «товарищи любят». Автор нам показывает ,что человек готов солгать самому  близкому  ,лишь  бы оградить его от бед  и расстройств .

В дополнение к сказанному ,хочется обратить внимание на слова автора : «Но никогда старушка не намекнет на то ,что она знала о его обмане» . Мы понимаем ,что мать знала о тяжелом материальном положении сына ,однако,  не желая задеть чувства сына , молчала. Она давала возможность герою  помечтать и не падать духом . Это нам  доказывает ,что  ложь во благо помогает не разочароваться  в жизни и придает силы двигаться дальше.

Таким образом ,автор подводит нас к мысли ,что ложь , целью которой являются благие намеренья,  способна спасти человека от  тяжелых трудностей,  с которыми порой невозможно справиться .  

Я согласна с автором и считаю,что в некоторых ситуациях ложь лучше правды. Чтобы подтвердить сказанное,приведу пример  из своей жизни . В 8 классе я поехала в выездную школу . Из-за большой учебной нагрузки мне было тяжело,  хотелось домой .  Но ,общаясь по телефону с мамой , я не решалась рассказать ей о своих трудностях .На мой взгляд,эта ложь уберегла ее от ненужных переживаний .

Итак , мы понимаем ,что не всегда следует относиться ко лжи как злу , ведь  она избавляет человека от неприятностей .
Количество слов - 300

Рецензент: Елена Дудина
Здравствуйте, Дарья!

Это сочинение тоже неплохое, но ошибок больше, чем в предыдущем. Видимо, торопились, небрежно проверили.
« Он не брит ,не стрижен ,волосы у него на голове ,точно взъерошенное сено ,бледное лицо опухло нездоровой подвальной одутловатостью ,сапоги просят каши» -именно так выглядит Семенюта все дни ,кроме тех ,когда он отправляет к своей матери .
Нужна запятая после цитаты.
Герой при встрече с мамой ,боясь расстроить ее, рассказывает ,что служба идет хорошо, «начальство ценит», «товарищи любят». Автор нам показывает ,что человек готов солгать самому  близкому  ,лишь  бы оградить его от бед  и расстройств .
Слово МАМА является разговорным, в сочинении его употреблять нежелательно, тем более в исходном тексте нет такого слова.
В дополнение к сказанному ,хочется обратить внимание на слова автора : «Но никогда старушка не намекнет на то ,что она знала о его обмане» .
Лишняя зпятая.
Таким образом ,автор подводит нас к мысли ,что ложь , целью которой являются благие намеренья,  способна спасти человека от  тяжелых трудностей,  с которыми порой невозможно справиться .  
Плеоназм - речевая избыточность.
Итак , мы понимаем ,что не всегда следует относиться ко лжи как злу , ведь  она избавляет человека от неприятностей .
Правильно: как КО злу.
Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами:
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 20

Возврат к списку