Запомни!

Пиши с одной Н:
прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

На главную страницуКонспекты уроков
В этом разделе вы можете бесплатно скачивать конспекты к урокам русского языка. Используйте размещённые здесь материалы на своих уроках, но помните, что у каждой работы есть автор. Не стоит делиться этими конспектами с коллегами на других сайтах. 
Оценивайте, пожалуйста, конспекты и сценарии коллег, так вы поможете нам выбрать лучшие работы, авторы которых будут награждены. 
Добавьте свой конспект и скачайте свидетельство о публикации материала в СМИ сразу же после публикации.
        добавить конспект


06.02.2025

Урок по рассказу Ю.Казакова "Арктур-гончий пес".



Урок по рассказу Ю.Казакова «Арктур – гончий пёс».

 

I.                Слово о писателе.

II.              II. Работа с текстом:

 

1. Кто главные герои рассказа?

- пёс Арктур

- доктор

2. Что обозначает имя собаки?

- немеркнущая голубая звезда

«Никакая собака не была так достойна громкого имени, имени немеркнущей голубой звезды!»

3. Что общего у собаки с этой звездой? (заполняем таблицу)

       Звезда                                                    Арктур

-немеркнущая                                           - память о нём остаётся

-особенная (самая яркая               («мыслью возвращался туда, на                      в северном полушарии)         маленькую гривку с сухой обломанной

                                                                                                       елью»)

-выделяется среди других             - особенный: - силён и велик

                                                                                 - чутьё

                                                                                 - слышал тончайшие звуки

                                                                                  - никогда не скулил…

-происхождение звёзд неизвестно               - происхождение пса неизвестно

 

4. Сразу ли имел Арктур такую высокую оценку?

Вспомним начало рассказа: каким мы видим Арктура? Какова история его появления в городе?

- бездомный пёс-бродяга

- угрюмый                                                             - без имени

- неловкий                ПОЧЕМУ?                          - без дома

- недоверчивый                                                    - без хозяина

                                                                               - без тепла, часто побит…

«Всё время казалось ему, что бежит навстречу чему-то острому и жестокому»

Сравните: в конце Арктур погибает, наткнувшись на голую острую палку, «когда мчался по горячему пахучему следу и не помнил уже, кроме этого зовущего всё вперёд, всё вперёд следа».

5. Откуда такой азарт? Такая уверенность?                                              

С какого момента меняется жизнь пса?     

                                                

( в ходе рассуждения рисуем схему)

                                                                          - достоин громкого имени!

                                                               -слава о нём растёт: «Царская собака!»

                                                     - охотничья страсть

                                           - обретает хозяина

                                - дом

                     - имя…                                        

         - бездомный пёс


- «для людей он не имел имени»

*  Доктор приютил пса    

 *  и он обрёл имя, дом, заботливого хозяина 

 * почувствовал по отношению к себе заботу, доброту 

 * изменился внешне

  * сам испытывает чувство любви к Доктору

6. Что объединяет Доктора и Арктура?

- оба одиноки

7. Какие отношения складываются между ними?

                               Не соглашается продать его ни за какие деньги

           Арктур                                                                                     Доктор

                  «Чувство необыкновенно, возвышенно, любил страстно,

                   поэтично, может быть, больше жизни»

 

8. С какого момента «жизнь Арктура пошла другим чередом»?

- Встреча с лесом! (глава 4): «Лес ошеломил Арктура» -------- появилась охотничья страсть!

Какие изменения произошли в нём? (можно в виде таблицы заполнить)

- «выкатился», «мчался», «бежал… уверенно, азартно»!  (Раньше – неуверенность, напряжённость, настороженность, двигался осторожно, медленно, никогда не бегал свободно, спокойно, быстро!)

- азартный лай, лаял беспрестанно, захлёбываясь (Раньше – «выл мрачно, длинно, тоскливо»)

- возвращался из лесу измученный, избитый, совершенно обессиленный, задохнувшийся, с сорвавшимся голосом, но СЧАСТЛИВЫЙ! Потому что «так велика была его страсть, так был он возбуждён, что и не почувствовал этих ушибов», а «только запах, дикий, вечно волнующий, зовущий, нестерпимо прекрасный и враждебный запах доставался ему, только один след среди тысячи других вёл его всё вперёд и вперёд»

- он «сильно вырос за это время, грудь раздалась, голос окреп, лапы стали сухими и мощными, как стальные пружины 

 Каким мы видим Арктура во время гона? (глава 6)

-«странные звуки»                                                     всё это                                                                                                                                         настраивало

-«тёплый малиновый звон»                                                                   на                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        торжественный                                                                                                                            лад!

-лай – «чистый», «прекрасный музыкальный», «серебряный»

 «будто кто-то бил в серебряный колокол»!

 

Лай прекратился –-------- лес «стал пустым и мёртвым»! Тот самый лес, который «был ему молчаливым врагом,...стегал его по морде, по глазам, …бросался ему под ноги, ...останавливал его».

Впоследствии, когда Арктур пропадает, в доме без него «стало пусто и тихо»!

9. В чём трагедия Арктура?

- слепой!

- гончий пёс                 

 слова Рассказчика: «Ах, Арктур! Бедный ты пёс!....Если бы ты был нормальным, здоровым псом, то хозяином твоим был бы охотник… Ты гнал бы тогда зверя, захлёбываясь лаем, не помня себя. И этим неистовым бегом по горячему следу ты служил бы своему владыке – охотнику, и выше этой службы не было бы ничего для тебя. Ах, Арктур, бедный ты пёс!»

«Арктур был одинок в этом смысле и страдал. Любовь к хозяину боролась в нём с охотничьей страстью» (конец 5 главы)

И погибает Арктур, поддавшись власти этой охотничьей страсти, забыв о том, что вокруг столько не видимых для него опасностей! Но эта смерть, по крайней мере, возвышеннее, чем, если бы он «сдох где-нибудь в овраге», не вмешайся в его судьбу человек! Он познал счастье преследования своей жертвы, хотя «никогда не догонял он своих врагов и не вонзал в них зубы!» Он завоевал любовь людей: после его пропажи «оказалось, что многие знают и любят его и что все готовы помочь доктору в поисках».

Но, несмотря на всё это, судьба героя рассказа (Арктура) трагична!

10. Какие уроки мы можем извлечь из этого рассказа?

-проблема бездомности

-ответственность человека за судьбу животных

-отношение ЧЕЛОВЕК и СОБАКА

-место собаки в жизни человека

 

III.Домашнее задание: письменная работа: «Прочитав рассказ Ю.Казакова «Арктур – гончий пёс», я задумался над проблемой…»


Теги: Анализ текста. Работа над образами. Рисование ключевых схем. Материал урока может быть использован для подготовки к написанию итогового сочинения, а также сочинения по русскому языку ЕГЭ
Автор разработки:  Мария Жданова
Файлы (макс. размер загружаемых файлов 5 Мгб):  Скачать материал
Свидетельство о публикации № 13956722 от 06.02.2025
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку


 

книги.png

Добавьте в нашу коллекцию свой материал

Вы можете разместить здесь собственные конспекты и сценарии. 
Если материал понравится другим пользователям сайта, мы перенесём его в платный раздел Лучшие материалы, а вам подарим статус Преподаватель на два месяцаКроме того, вы сможете бесплатно скачать Свидетельство о публикации материала в сети Интернет.    
Ваш материал будет проверен администратором и выложен в течение 2-3 дней.  
  • Обратите внимание на то, что сайт посвящён русскому языку, принимаются материалы по русскому языку за любой класс школы, русскому как иностранному, литературе, стилистике русского языка, истории. Остальные работы мы проигнорируем. 
  • Мы не выкладываем материалы, ранее размещённые на других сайтах.

Авторизуйтесь, чтобы увидеть форму отправки материала.


 Как написать конспект урока русского языка

  • Главный принцип работы над конспектом урока такой: будут кости - мясо нарастёт. Если у вас есть жёсткая структура, которая не позволит ничего упустить, материал к уроку будет подбираться сам собой. В создании наиболее эффективной структуры и заключается мастерство педагога. 
  • В первую очередь нужно определить для себя, что вы будете делать в течение учебного года, зачем будете это делать, как, в каком порядке и почему именно в таком порядке. Без стратегического планирования невозможно построить каждое конкретное занятие. Например, вы ведёте восьмые классы и вам нужно начать изучать синтаксис. Вы можете выбрать одну из стратегий: 1) двигаться по учебнику, потому что важнее всего, чтобы дети могли без проблем переходить из школы в школу, 2) изучить программу 8 и 9 классов в восьмом, чтобы в девятом полностью погрузиться в подготовку к ОГЭ, 3) изучить сначала сложное предложение, а потом простое, чтобы постоянно повторять сложное, подробно изучая простое. В любом случае вы определяете логику движения классов в зависимости от своих представлений о том, что вы вообще должны делать на уроках, что важно, что не важно, с чего приходится начинать и т. д. 
  • Когда общая логика движения ясна, переходите к формулировке задач, подзадач и выстраиванию цепочки действий. Например, можно планировать так: учимся находить основу, чтобы видеть границы предложений. Для этого рассматриваем подлежащее (хватит одного урока), потом сказуемое (два урока), потом односоставные и неполные + односоставные и неполные в составе сложного (три урока), потом разделяем простые неосложнённые предложения (2 урока), далее можно переходить к СПП. Всё логично, и понятно, почему темы выстроены таким образом. Но вы боитесь, что за эти 8 уроков дети совсем забудут орфографию. Значит, надо выстроить параллельную линию повторения правил и словарных слов. В зависимости от подготовленности класса это может быть ежедневный опрос и короткий словарный диктант или выполнение нескольких упражнений на разные правила. Прикинув, сколько времени у вас займёт повторение орфографии, вы без труда перераспределите часы. Теперь ваш план по знакомству с простым предложением занял не 8, а, скажем, 12 уроков. И ещё вы решили для себя, что каждый седьмой урок будете посвящать развитию письменной речи. Вклиниваем эти занятия, получаем 13 - 14 часов на раздел. И так со всем годовым планом. Сетка готова. Кости есть, начинаем наращивать мясо.
  • Теперь любой урок уже встроен в учебный курс и вам не нужно определять его место в плане на год. Остаётся подробно прописать конспект, подобрать тексты, решить что в каком порядке лучше сделать. Порядок действий не универсален. Он определяется вашими педагогическими принципами и взглядами. Например, вы наметили, что урок № 10 должен быть посвящён односоставным предложениям. Если вы поклонник развивающих методик обучения, то, наверняка сначала предложите детям языковой материал для того, чтобы они сами обнаружили предложения с необычными основами, а ещё лучше - построили классификацию таких предложений, потом можно прочитать лекцию и сравнить общепринятую классификацию с той, которая получилась у групп (разумеется, в этом случае работать дети будут по группам). Если вы за традиционный подход, то поступите наоборот: прочитаете лекцию об односоставных, а потом дадите упражнения на определение видов односоставных и проверите, поняли ли вас дети. В первом случае вы сработаете на развитие мышления, во втором - сразу научите "как правильно и как надо". Как лучше - вопрос спорный. Главное, чтобы вы сами понимали, почему урок построен именно так.
  • Тщательно прописываем конспект урока по плану
  1. Тема урока.
  2. Место темы в учебном курсе (это у вас уже определено).
  3. Цели и задачи урока (отдельно - для учителя, отдельно - для учеников). Для учителя обычно выделяют обучающий, развивающий и воспитательный аспекты.
  4. Ход урока (сценарий):
    1. а) Организационный момент (2 мин.)
      б) Обсуждение домашнего задания (5 мин.)
      в) Повторение орфографии (15 мин.: опрос, диктант из 10 слов, проверка по карточкам).
      г) Повторение пунктуации (5 минут на то, чтобы расставить знаки препинания в выданном тексте).
      д) Введение в тему урока (2 мин.)
      е) Объяснение материала (7 - 10 мин.)
      ж) Задание на тему урока ( 5 - 7 мин.)
      з) Домашнее задание (заранее написано на доске и в электронном дневнике).
  • Перед вами готовый конспект урока. Но карточки, которые вы планируете выдать для повторения пунктуации, словарный диктант, презентация к лекции - всё это пока существует только в вашем воображении. Придётся потратить время, чтобы найти или создать эти материалы и закончить работу над конспектом. На этом этапе не лишним будет заглянуть в нашу рубрику Раздаточные материалы.
  • И ещё один совет для тех, кто решил поделиться конспектами уроков с другими. Чтобы людям было приятно смотреть на ваш материал, позаботьтесь об оформлении текста. Если вы форматируете текст при помощи пробелов, он некорректно отразиться при копировании  на сайт. Нумеруйте абзацы автоматически, а не руками (по той же причине). После того как вы добавили материал, обязательно зайдите в него ещё раз и проверьте, нет ли лишних отступов, разнотипных выделений и т.п. После включения материала администратором редактирование будет невозможно.