Запомни!

Пиши с одной Н:
прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

На главную страницуКонтрольные и тесты
В этом разделе вы можете бесплатно скачать готовые контрольные по русскому языку. Используйте размещённые здесь материалы на своих уроках, но помните, что у каждой работы есть автор. Не стоит всем, что вы скачали, делиться с коллегами на других сайтах. 
Оценивайте, пожалуйста, материалы коллег, так вы поможете нам выбрать лучшие работы, авторы которых будут награждены.
Если вы разрабатывали свои контрольные и тесты по русскому языку, делитесь ими и скачивайте свидетельства о публикации материала в СМИ.
            добавить-материал.png


08.11.2017

Сочинение на литературную тему. Образец сравнительной характеристики.



Мотивы гнева и презрения в лирике М. Ю. Лермонтова и Н. А. Некрасова.   О, как мне хочется смутить весёлость их И дерзко бросить им в глаза железный  стих, Облитый горечью и злостью!.... М. Ю. Лермонтов. Кто живёт без печали и гнева, тот не любит отчизны своей… Н.А. Некрасов. Не русский – взглянет без любви На эту бледную, в крови, Кнутом иссеченную Музу… Н. А. Некрасов.   «Железный стих» Лермонтова, «облитый горечью и злостью», и «Муза мести и печали» Некрасова…. Они «смущали весёлость» «владельцев роскошных палат» и всех, «жадною толпой стоящих у трона»… Они и сегодня тревожат душу, вызывают сильнейшие ответные чувства, наполняют сердце гневом  по отношению к любой несправедливости…      Мотивы гнева и презрения к «сытым», «приличьем стянутым маскам» - важнейшие мотивы лирики Лермонтова и Некрасова.      «Печать презренья на моём челе», - пишет юный Лермонтов - «неведомый избранник» с «надежд разбитых» «грузом» в душе. Чувство неудовлетворённости действительностью  звучит уже в ранних его  стихах.  Ему больно …Узнавать повсюду, Под гордой важностью лица, в мужчине глупого льстеца И в каждой женщине Иуду….  Он пишет про свет, «где носит всё печать проклятья, где полны ядом все объятья, где счастья без обмана нет»; про «отчизну», где «стонет человек от рабства и цепей»… «Жалобы турка» - это жалобы самого поэта, а «дикий край» -  вовсе не далёкая, экзотическая страна, а Россия.     В юношеских «монологах» Лермонтова –  не юношеская горечь: Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете…   В 1830-м году из-под пера его выходит грозное «Предсказание»: Настанет год, России чёрный год, когда царей корона упадёт…   Не менее гневные строки звучат в поэзии Лермонтова в адрес «европейского мира», который «к могиле клонится бесславной головою», «без веры, без надежд.., осмеянный ликующей толпою!» (Ст. «Умирающий гладиатор»). Некрасов – поэт другой эпохи, но и в его  лирике – те же  чувства: боль, гнев, презрение.      В «Современной оде» с горькой иронией обращается он к тому, кого «украшают добродетели»: …ты помочь и злодею готов, И червонцы твои не украдены У сирот беззащитных и вдов… Мотивы гнева и презрения звучат в стихотворении «Родина». Для него Родина - это  край, где «научился» он  «терпеть и ненавидеть». Поэт признаётся, что на родине, «воспоминания дней юности» «наполнили грудь» его «и злобой, и хандрой»… Рассказывая о печальной судьбе матери, поэт подводит страшный итог: ….Нет! В юности моей, мятежной и суровой, Отрадного душе воспоминанья нет….   У Лермонтова – «…мгновенья были мук полны», у Некрасова –  «грудь … полна враждой и злостью новой»… Лермонтов  -  о родине: Там стонет человек от рабства и цепей!… Друг! этот край… моя Отчизна!.. Некрасов -  «с отвращением  кругом кидая взор»: И вот они опять, знакомые места, Где жизнь отцов моих, бесплодна и пуста, Текла среди пиров, бессмысленного чванства, Разврата грязного и мелкого тиранства….   И у Лермонтова, и у Некрасова горькие слова о родине продиктованы одним: болью за человека угнетённого, «глухим и вечным гулом» его «подавленных страданий».    «Там рано жизнь тяжка бывает для людей!» - восклицает Лермонтов… «…Здесь что-то всех давило, здесь в малом и в большом тоскливо сердце ныло», - признаётся Некрасов.  «Кнутом иссеченная Муза» Некрасова заставляла писать о народных страданиях: о «пахаре», у которого «моченьки нет», о «забытой деревне», об «Орине, матери солдатской», о «деревенских русских людях» у «парадного подъезда», о «плаче детей», о горькой участи крепостной  женщины…  Поэт полон сочувствия к обездоленным.  Цель его – «толпе напоминать, что бедствует народ». Его гнев направлен на «владельца роскошных палат», «считающего  жизнью завидною упоение лестью бесстыдною, волокитство, обжорство, игру», не уважающего тех, кто создаёт ему все блага: Что тебе эта скорбь вопиющая,      что тебе этот бедный народ? Вечным праздником быстро бегущая жизнь очнуться тебе не даёт… Ему, «народному врагу», поэт «сулит» «проклятия». В стихотворении «Размышления у парадного подъезда» Некрасов противопоставляет крепостных крестьян и «особу», что «не любит оборванной черни»! Парадный подъезд становится символом российского государства, а ходоки – «деревенские русские люди» - представителями всей бесправной России. С болью и гневом поэт-гражданин пишет о беспредельном народном горе: Назови мне такую обитель. Я такого угла не видал, Где бы сеятель твой и хранитель, Где бы  русский мужик не стонал? Некрасов везде видел вопиющую несправедливость по отношению к мужику, повсюду слышал  его  стон:  Где народ, там и стон… В стихотворении «Железная дорога» звучит острая социальная тема –  тема безжалостной эксплуатации рабочих, вчерашних крестьян, которых «согнал»  на строительство дороги  «беспощадный» «царь» - голод. Некрасов показывает  рабский труд и трагическую участь строителей железной дороги, «по бокам» которой – «косточки русские»… Символом народного горя стал образ «больного белоруса» с заступом, по колено в холодной воде: Губы бескровные, веки упавшие,  язвы на тощих руках…   …Ты приглядись к нему, Ваня, внимательно: Трудно свой хлеб добывал человек…   Гнев Лермонтова адресован «Свободы, Гения и Славы палачам», «надменным потомкам известной подлостью прославленных отцов», «образам бездушным людей»… Среди них «и скучно, и грустно»… Они «отравили последние мгновенья» Поэта, они «злобно гнали его свободный, смелый дар»… Убийца Пушкина, «невольника чести», – из их числа.      В стихотворении «Смерть Поэта» - вызов обществу, которое погубило великого Поэта, «восставшего против мнений света». Лермонтов верит в «божий суд», в справедливое возмездие. Он напоминает о «грозном судье» и бросает в лицо светской черни гневные слова: …и вы не смоете всей вашей чёрной кровью Поэта праведную кровь!     Верит в высшую справедливость и Некрасов, верит в будущее, в народ. В  трагическом стихотворении «Железная дорога» звучит эта вера: Вынесет всё – и широкую, ясную Грудью дорогу проложит себе….   Однако гнев Лермонтова адресован не только придворной знати, но и современнику, человеку его поколения в том числе. С мужеством и бесстрашием поэт произносит суровый приговор целому поколению, которое растратило себя на бессмысленные пустяки: Мы иссушили ум наукою бесплодной…. Едва касались мы до чаши наслажденья, но юных сил мы тем не сберегли…   С болью и презрением пишет Лермонтов о поколении «лишних людей», чья жизнь – «ровный путь без цели», удел которого – «состариться» «в бездействии», ибо его представители не способны ни на сильные чувства, ни на благородные  поступки: К добру и злу постыдно равнодушны, В начале поприща мы вянем без борьбы; Перед опасностью позорно малодушны И перед властию – презренные рабы…   Поэт предрекает своему поколению печальное будущее: И прах наш, с строгостью судьи и гражданина, Потомок оскорбит презрительным стихом…   Лермонтов упрекает своих современников в отказе от борьбы, в том, что они в эпоху, когда, по выражению А. И. Герцена, «нельзя было поднять голову выше уровня, начертанного императорским скипетром», покорно склонились под ударами реакции. Его стихи призывают к пробуждению гражданской совести. Перед нами печальная исповедь поэта, который не отделяет себя от поколения: для него оно – «наше». «Дума» - это и обвинительный акт обществу, которое обрекает людей на потерю смысла и цели в жизни. В стихотворении «Поэт» Лермонтов с упрёком обращается к современному поэту, забывшему о своём высоком предназначении: Проснёшься ль ты опять, осмеянный пророк? Иль никогда, на голос мщенья, Из золотых ножон не вырвешь свой клинок, Покрытый ржавчиной презренья?   Так же честно рисует портрет своего современника и Некрасов.     В стихотворении «Поэт и Гражданин» перед нами современный поэт, который «тропкой торною» идёт: «Ни благородства, ни красоты в нём нет…» Душа его, «ленивая, самолюбивая и пугливая», «остыла ко всему».  Лермонтов укоряет своего современника за то, что тот на пустяки растрачивает свою жизнь – Некрасов укоряет Поэта за то, что тот по пустякам растрачивает свой талант. Устами Гражданина обращается он к  нему, призывая его  к борьбе:  Послушай: стыдно! Пора вставать! Ты знаешь сам, Какое время наступило; В ком чувство долга не остыло, Кто сердцем неподкупно прям, В ком дарованье, сила, меткость, Тому теперь не должно спать…   «Проснёшься ль ты опять…?» - вопрошает Лермонтов. «Пора вставать!.. теперь не должно спать!» - как будто вторит ему Некрасов. И продолжает: «Будь гражданин! Служа искусству, для блага ближнего живи!..»   «Поэт и Гражданин» - манифест русской поэзии 1860-х годов, в котором нельзя не услышать мятежную ораторскую патетику М. Ю. Лермонтова. В этих стихах речь идёт о гражданской доблести, об истинном патриотизме. О нём написал и Лермонтов в стихотворении «Родина»: Люблю Отчизну я, но странною любовью!..   Лермонтов противопоставляет свой патриотизм официальному, казённому. Свою любовь он называет «странной» потому, что любит  Россию народную и презирает «страну рабов, страну господ», страну «мундиров голубых».  Именно к ней обращены полные гнева и  презрения строки: Прощай, немытая Россия!..   Лермонтов презирает Россию безропотную, покорную – отсюда столь страшное определение родной страны, но оно продиктовано душевной болью. Сочетание контрастных эмоций – любви и ненависти – характеризует и поэзию Некрасова, который тоже «любил - ненавидя». Негодование  Некрасова тоже вызвано не только угнетателями, но и «покорным им народом», «духовно» «почившим»:   Ты проснёшься ль, исполненный сил? Иль, судеб повинуясь закону, Всё, что мог, ты уже совершил?.. Поэт негодует, видя народное долготерпение: Чем хуже был бы твой удел, Когда б ты менее терпел?!   Он призывает к борьбе, к  революции: Душно! Без счастья и воли Ночь бесконечно длинна. Буря бы грянула, что ли? Чаша с краями полна! Жажда бури и мятежа горела и в душе Лермонтова. Ещё в отроческие годы он написал: Так жизнь скучна, когда боренья нет…. Мне нужно действовать… Мятежный дух поэта отразился в коротком стихотворении «Парус»: …Он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой!.. Этот могущественный образ - образ бури и образ человека, рождённого для бури, зовущего бурю, - прошёл через всё творчество Лермонтова, а позже  был подхвачен Некрасовым. Нравственный максимализм, бескомпромиссность, страстность, могучий революционный дух – отличительные черты лирических героев Лермонтова и Некрасова. Обращаясь к поэту – «осмеянному пророку», - Лермонтов задаёт ему  полный патетики вопрос и призывает к служению. «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!» - утверждает Некрасов. Лермонтова и Некрасова роднит понимание высокого предназначения Поэта, его особой миссии. Во многих их стихотворениях звучат ораторские интонации: не желая «прятать» «морщины… под румяны», они «глаголом жгли сердца людей».  В реализации мотивов гнева и презрения, любви к родине и  необходимости гражданской позиции поэта  Лермонтов и Некрасов тоже близки: они активно используют оценочную лексику, иронию, обращения, риторические вопросы и восклицания, антитезы, повторы и в частности, анафоры. Объектом сатирического развенчания или лирической инвективы являются не только разнообразные «болезни» современного поколения у Лермонтова или острые проявления социального неблагополучия у Некрасова, но и  некоторые грани характера самого лирического героя. В стихах Лермонтова нередко звучит самоирония (в той же «Думе», где он не отделяет себя от своего поколения), а в стихах Некрасова – «покаянные ноты» (в таких лирических исповедях, как «Рыцарь на час», «Умру я скоро…», где он с мучительной откровенностью кается в своих ошибках). Однако есть и различия: презрение лирического героя у Лермонтова тесно связано с добровольно избранной им позицией одиночества – способом горделиво отстраниться от окружающей действительности, от «дикого шёпота затверженных речей», некрасовский же лирический герой не приемлет позиции тех, кто презирает простых людей, как, например, швейцар в «Размышлениях у парадного подъезда». Два великих поэта были великими гражданами своей Отчизны, «Отечества достойными сынами»: «как свои», «носили» они «на теле все язвы родины своей», о которых с гневом и презрением сказали в своих стихах, полных страстности, негодования и сатиры. Они оба потрясли общество обжигающими душу словами.  В одном из последних своих стихотворений  Некрасов написал: …И не боюсь я суда того строгого. Чист пред тобою я, мать. В том лишь виновен, что многого, многого Здесь мне не дали сказать… Эти же слова вполне мог бы повторить и Лермонтов, погибший так безвременно. Лермонтов и Некрасов своей поэзией «сеяли разумное, доброе, вечное», за что сегодня говорит им «спасибо… сердечное» «русский народ»…

Теги: 9 класс, 10 класс, 11 класс, сочинение, Лермонтов, Некрасов, сравнительный анализ, лирика, литература
Автор материала:  Люмила Абраменко
Свидетельство о публикации № 1922991 от 08.11.2017
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку


 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Добавьте в нашу коллекцию свой материал

Вы можете разместить здесь разработанные вами контрольные, тесты, бланки самостоятельных работ для уроков русского языка и литературы. 
Если материал понравится другим пользователям сайта, мы перенесём его в платный раздел Лучшие материалы, а вам подарим статус Преподаватель на два месяца Кроме того, вы сможете бесплатно скачать Свидетельство о публикации материала в сети Интернет.  
Ваш материал будет проверен администратором и выложен в течение 2-3 дней.    
  • Обратите внимание на то, что сайт посвящён русскому языку, принимаются материалы по русскому языку за любой класс школы, русскому как иностранному, литературе, стилистике русского языка, истории. Остальные работы мы проигнорируем. 
  • Мы не выкладываем материалы, ранее размещённые на других сайтах.
Авторизуйтесь, чтобы увидеть форму отправки материала.