Пишите
раздельно:
- как раз,
- как будто,
- будто бы,
- как бы,
- всё равно,
- можно ли,
- вряд ли,
- едва ли,
- всё же,
- к тому же
Орфографическая сказка
«Не приведи Бог учить русскую орфографию, бессмысленную и беспощадную», — наверное, многие бы так, перефразировав классика, охарактеризовали свой опыт встречи в школе с этим разделом русистики. Действительно, орфография в школе — дело довольно скучное (хотя если смотреть на все эти вопросы с исторической точки зрения, то оказывается, что этот раздел может быть одним из самых увлекательных, но сейчас речь не об этом), поэтому, чтобы как-то развлечь и своих учеников-десятиклассников, я придумал задание по орфографии, которое облёк в сказочную форму и разместил на платформе https://onlinetestpad.com.
Саму эту сказку я сочинил раёшником, то есть такой разновидностью народного стиха, строки в котором рифмуются попарно, но какого-то определённого размера в них нет: любой строгий стихотворный размер не позволил бы в такой большой мере начинить текст словами с трудным написанием, как это удалось сделать в раёшнике. Задача учеников — восстановить текст сказки, выбрав из предлагаемых вариантов верное написание пропущенных слов.
Уже с самого начала сказки становится понятно, что этот текст проверяет в основном орфографию тех слов, написание которых не поддаётся порой никакой логике и не определяется никакими алгоритмами (хотя есть в ней и слова с другими орфограммами). Именно такие слова встречаются нам в задании №14 Единого государственного экзамена по русскому языку. Например, чтобы догадаться, где писать Н, а где НН в прилагательных и причастиях, нам достаточно применить довольно простой алгоритм, зиждущийся на морфологических и синтаксических основаниях. А именно: если у слова есть приставка, суффикс ОВА или если это причастие совершенного вида, то следует писать две Н. Точно так же надо поступать, если причастие имеет синтаксические связи с другими словами в предложении, являясь при этом главным в словосочетании (иными словами, если у причастия есть зависимое слово). А еще не забывать о том, что две Н пишется на стыке морфем (камен-н-ый, стар-ин-н-ый и проч.) и в некоторых суффиксах прилагательных (революци-ОНН-ый, солом-ЕНН-ый). В остальных случаях надо писать одну Н. И останется запомнить горстку исключений типа «нежданный», «негаданный», «стеклянный», «оловянный», «деревянный», «названый (брат)», «посажёный (отец)» и т. п. То есть это правило очень логично и хорошо поддаётся алгоритмизации.
В отличие от написания Н-НН орфография наречий и так называемых. наречных выражений, а также производных предлогов и союзов совершенно не поддаётся объяснению. Вернее, поддаётся, но слабо, и, как правило, в каждом случае эта логика своя. Сравним:
С ХОДУ — пишем раздельно (ну, наверное, потому, что существует слово ХОД?)
С ЛЁТУ — тоже раздельно (вроде пока наша логика работает?).
Но давайте посмотрим на слова СРАЗУ, СНАЧАЛА, а еще: ПОНАЧАЛУ, ПОУТРУ, НАУТРО, НАВЫЛЕТ, НАВЫНОС... — и мы увидим, что эти слова ломают сформулированное нами правило. Ведь есть же слова РАЗ, НАЧАЛО, УТРО, ВЫЛЕТ и ВЫНОС, почему же мы пишем предлоги С, НА и ПО слитно, превращая их в приставку?
Слова НАСМЕРТЬ и НА СМЕРТЬ пишутся по-разному. Вероятно, оттого, что у них разный смысл и разное ударение? Попробуем алгоритмизировать это правило: «НАСМЕРТЬ пишем слитно, если это наречие и ударение падает на приставку. НА СМЕРТЬ пишем раздельно, если это существительное с предлогом и ударение падает на корень». Применим этот алгоритм в жизни, посмотрим на примеры из Национального корпуса русского языка:
1) Только потом Глебов сообразил, что отец НАСМЕРТЬ перепугался (Ю.Трифонов. Дом на набережной). Насмерть = сильно, значит, это наречие, ударение на приставке, следовательно, пишем слитно. Правило работает.
2) Так рождаются герои, так совершаются подвиги, так бросают бомбы в скачущие кареты и идут НА СМЕРТЬ. (Ю.Домбровский. Факультет ненужных вещей). Выражение «на смерть» употреблено в прямом значении, а значит, это существительное с предлогом. Кроме того, ударение падает на корень, следовательно, пишем раздельно.
Здесь наше правило работает. Но возьмём то же самое слово («смерть»), и посмотрим, как оно себя будет вести в сочетании с другим предлогом:
1) Мы всегда будем вместе. ДО СМЕРТИ. (В. Токарева. Своя правда). Это существительное, ударение на корне, значит, пишем раздельно.
2) "Это он мышей ДО СМЕРТИ боится", ― ухмыльнулся Пал Палыч. (О.Павлов. Карагандинские девятины, или Повесть последних дней). Это наречие, ударение на предлог, но пишем мы его тоже раздельно. И так с каждым случаем. Поэтому-то и приходится почти индивидуально запоминать, как все эти слова пишутся и чем может объясняться их орфография.
Надеюсь, сказка доставит вам удовольствие и поможет запомнить пусть небольшую часть таких слов.
СКАЗКА ОБ ИВАНЕ(ДУРАКЕ),
О БИТВЕ С ЧУДИЩЕМ НА РЕКЕ,
А ТАК(ЖЕ) О ТОМ, ЧТО БЫЛО (В)ПОСЛЕДСТВИ…
(В)СЛЕДСТВИ… ЭТОГО БЕДСТВИЯ
Как (во)время да во прежнее на Руси —
всякий помнит, кого н… спроси, —
в одном селе, (в)дали от дороги,
(жил)был старичок убогий.
Коротал свой век (кое)как,
была у него жена и сын Иван(дурак);
жили они в домишке с (не)мудре(н,нн)ым барахлишком
тридцать лет, почитай, (с)лишком.
Шли однажды тем селом кали́ки,
сказывали про страсти вели́ки —
такое передавали известие:
завелась, мол, (по)близости бестия,
жрёт всех (под)ряд (на)проп…лую —
(н…)что не берёт гадину злую,
и от чудища того схоронит…ся
можно разве что (за)границей.
А (на)кануне, (в)(за)прошлую ночь,
оно похитило царскую дочь.
Царь н… ест, н… пьёт н… кофею, н… чая —
сидит в печали, (н…)чего (во)круг не замечая.
И уже, говорят, (на)готове награда
храбрецу, что избавит землю от гада:
кто чудище победит (в)одиночку,
получит (пол)дворца и царёву дочку.
Как узнал про то (дурак)Иван,
(тот)час говорит: «Маман!
Собирайте меня в дорогу —
пойду царю (на)подмогу».
Съел (в)торопях коврижку,
взял узелок (под)мышку,
на красный угол перекрестился
и (в)скорости в путь пустился.
Шагал (на)пролёт дни и ночи,
утомился Иван — нету мочи:
обошёл едва(ль) не (пол)мира,
а (по)пути (н…)одного трактира.
Вдруг (от)куда н… возьмись терем вырос,
(с)верху вывеска: «Кофей (на)вынос.
Кто бы (н…)был ты — конный аль пеший —
(За)всегда угостит тебя Леший».
Вошёл Иван, узелок — в уголок
да (на)взничь на лавку лёг.
Лежит (за)мертво (в)виду усталости.
Подсел к нему Леший из жалости.
(Не)смотря что не было у Ивана н… гроша, тем не менее
накормил его Леший (за)счёт заведения,
квасом овся(н,нн)ым угостил,
(по)порядку про всё расспросил.
А (за)тем говорит: «Слышал в детстве я,
как избавиться от этого бедствия,
да только припомнить вря…(ли) смогу —
расспроси(ка) ты бабу Ягу.
А (по)скольку путь до неё далёк,
то вот тебе, Ваня, волшебный уголёк:
ступай (в)след за ним да попробуй вытрясти
из старой Яги все её хитрости».
И (с)нова Иван — узелок (под)мышку
да пустился за угольком (в)припрыжку.
Набежали вдруг чёрные (в)(пол)неба тучи.
Глядит: (в)переди лес дремучий.
И ладно попал он в рощу б,
а тут — (н…)зги н… видать, пробирайся (на)ощупь:
н… тебе тропинки, н… дороги —
(на)силу Иван передвигает ноги.
Устал (в)конец
наш молодец.
Вдруг видит: (по)среди чащи опушка,
а на ней — на курьих ножках избушка.
Встал (на)против избушки Иван да как заорёт:
«Повернись, изба, (задом)(на)перёд!»
(С)боку (на)бок изба покачнулась
и, как Иван велел, повернулась.
Вышла из избушки баба Яга,
глядит на Ивана, как(будто)на врага:
«(От)роду сюда (н…)кто не казал носу.
(За)чем ты ко мне? (На)счёт какого вопросу?».
Рассказал ей Иван о цели похода,
поведал (в)кратце о печалях народа.
Как узнала Яга, что случилось,
так (по)немногу смягчилась.
(И)так говорит Ивану:
«Расскажу тебе всё без обману
да, как чудище победить, раскрою секрет.
(И)так, вот (в)подробности его портрет:
голова у него петушья, а хвост крокодилий,
одолеть же его (н…)кто (н…)(в)силе,
(по)тому как того, кто окажется рядом,
чудище (в)раз испепеляет взглядом.
«Но так уж и быть, я тебе помогу,
да(бы) добрым словом ты вспоминал Ягу;
подарю тебе коня воро(н,нн)ого —
серебр…(н,нн)ые стремена, золотые подковы,
да вот тебе зеркало, но имей (в)виду:
не разбей его, что(бы) не попасть в беду:
как покажешь ты чудищу зеркало своё,
так оно испепелит себя самоё.
«А (сей)час поешь да ложись (по)скорее:
утро вечера мудре(н,нн)ее».
Съел Иван весь ужин (под)чистую
да и лёг себе (на)боковую.
А проснулся (по)утру (с)(по)(за)ранку —
(на)спех снарядился, взял в дорогу баранку,
и конь воро(н,нн)ой, точно на крыльях летящий,
(в)миг вынес Ивана из (не)проходимой чащи.
(В)продолжени… долгого времени
мчался Ваня (в)скач… — ноги в стремени.
Ехал берегом (по)над речкой Смородиной
(на)встречу со страшной уродиной.
Въехал Иван на Калинов мост,
глядь — (на)против чудище — крокодилий хвост:
очами вращает, пламя из пасти пущает —
Ивана (по)всякому стращает.
Загремел гром, солнце померкло…
Вынул тут Иван (из)(за)пазухи зеркало.
Чудище (в)плотную к нему подошло,
(на)миг только глянуло в отражательное стекло —
(с)разу побледнело, покрылось пятнами,
зарычало, пошло (на)попятную,
(на)бок завалилось, (во)всю задымилось
и (в)(конце)концов самоиспепелилось.
Остаётся сказать (в)заключени…:
спас царевну Иван из заточения,
свадьбу сыграл, (пол)дворца получил (в)придачу,
и про эту удачу (до)ныне народ судачит…
Вот и сказочке нашей конец,
А кто буквы вставлял — молодец,
(по)тому как, (по)напрасну учителю не переча,
повторил написание предлогов и наречий.
Теги: орфограия, сказка, методика, наречия, слитно или раздельно, задание 14 в ЕГЭ
Автор: Денис Пелихов
Свидетельство о публикации № 12643040 от 16 января 2022
|
Денис!!! Спасибо огромное за сказку! Замечательно!!! С удовольствием прочитала! С удовольствием повставляла буквы, пораскрывала скобки!!! Очень остроумно!
|
|
Спасибо за сказку! А как её можно найти на указанной платформе? По ссылке я попадаю на главную страницу, а через поиск не находится.
|
|
Замечательно, остроумно. поучительно!
|