Запомни!

Пиши с одной Н:
прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

На главную страницуМетоды преподавания русского языка
книги.png

Эти и многие другие материалы обсуждаются в группе Методы преподавания русского языка на сайте "Одноклассники". Присоединиться к группе.

Что должно быть включено в курс развития речи
Что должно быть включено в курс развития речи

Что должно быть включено в курс развития речи

Недавно как-то начала утрясаться в голове система работы с пишущими детьми. Хочу поделиться мыслями. Думаю, пригодится организаторам литературных лагерей, юнкоровских объединений и языковых частных школ. Вроде, ничего особенного. Всё это мы все знаем, но... забываем и не используем. Или тупо упираемся во что-то одно. А если чётко обозначить все задачи и этапы работы, быстро выстроится программа работы, в которой не упущено ничего важного.

Я лично раньше упускала много важных моментов. Считала, что ребенка надо научить анализировать текст, выстраивать мысль, заставить писать и сформировать навык работы с черновиком (научить видеть и исправлять стилистические ошибки). Сам процесс создания текста был чем-то вроде черного ящика. Каким-то там образом ребёнок выкладывает мысли на бумагу, количество переходит в качество и формируется стиль. А теперь поняла, что стиль формируется в точке напряжения между подражанием и собственным творчеством. И если не давать образцы для подражания и не подкидывать творческие задания, процесс формирования стиля сам собой будет идти очень долго. И ещё надо снабжать пишущего материалом - словами.
Я знала людей, которые поступали с точностью до наоборот: бесконечно развивали креативность и не показывали никаких рамок. Кто-то застревает на этапе построения логики текста и ничем больше не занимается. Даже такие однобокие курсы и то давали результат. У всех дети начинали писать гораздо лучше. Думаю, если постараться учесть все моменты и поработать с группой хотя бы год, результат превзойдёт ожидания.

Словом, идея банальна: отрабатываем отдельно каждый процесс, каждый маленький этап создания сочинения, каждую способность. А потом сводим вместе. И тут самое сложное составить достаточный и не слишком громоздкий список блоков работы.

Начнём с этапов работы над письменной творческой работой.

    Этап     Чему учим
Исследование объекта Анализ текста
  Анализ событий
Построение логики Формальная логика
  Культура дискуссии
Создание текста Письмо по образцам и шаблонам (мастерство)
      Развитие креативности (творчество)
      Пополнение словарного запаса
("потому что искусство поэзии требует слов")
  Развитие устной речи
Работа с черновиком Обучение редактированию

В правом столбце возник список блоков. Но этого мало. Письмо опирается на некоторые навыки и процессы. Помним о формировании навыка грамотного письма, о развитии познавательных способностей (память, мышление). 
И ещё один немаловажный момент. Человек пишет длинный текст с какой-то целью.  Отстаивание идей, передача знаний, самовыражение. И цель эту надо не просто обозначить, но и сделать явной для детей. С целью тоже надо работать. А если её нет, создавать мотивацию, хотя бы "игрушечную", учебную. Но лучше настоящую. Чтобы писать на самом деле захотелось.

А теперь о каждом блоке поподробнее. Перечислены упражнения и задания, которые можно предлагать детям в порядке увеличения уровня сложности. Это примерный и далеко не полный перечень возможных заданий. Скорее, иллюстрация простой мысли: работа над развитием речи должна быть системной.

Развитие памяти и внимания
  • Онлайн-упражнения на тренировку памяти и внимания.
  • Игры-разминки на уроках ("Муха", "Кто больше запомнит" и т.п.)
  • Тренинг на запоминание дат и имён.

Анализ текста
  • Пересказ по фильму.
  • Пересказ по тексту.
  • Визуализация.
  • Анализ образа героя, образа автора, мотивной структуры и т.д.
  • Методы анализа: контент-анализ, медленное чтение, визуализация.
  • Стилистический анализ.
  • Анализ текста с разных исследовательских позиций.

Анализ событий
  • Обсуждение мотивов действий героев фильма.
  • Обсуждение мотивов действий героев книги.
  • Обсуждение мотивов действий реальных людей (по новостям).
  • Обсуждение проблем, стоящих за фактами. Подбор и анализ связанных фактов (по новостям).
  • Обсуждение глобальных процессов, их причин, особенностей. 
  • Прогнозирование событий.
  • Политклуб.

Формальная логика
  • Игры на работу с понятиями ("Угадай слово", "Сортировка")
  • Решение логических задач (логические загадки, задачи Л. Кэрролла, задачи на соответствие и т.д.)
  • Составление ментальных карт.
  • Подбор и сопоставление тезисов и примеров из набора (скачать карточки для примера)
  • Правка текста с логическими и композиционными ошибками).

Письмо по образцам
  • Стихи и проза наизусть.
  • Подбор подходящих слов (см. материал Клоуз-тест. Как дописать сочинение)
  • Составление словарика понравившихся оборотов речи.
  • Составление предложений по схемам.
  • Стилизация.
  • Письмо по логографам.
  • Создание средств выразительности. 

Развитие креативности
  • Рассказ по картинке.
  • Задания типа "продолжи рассказ".
  • Рассказ из 6 слов (см. материал История в 6 словах. Технология перспективного чтения).
  • Визуализация (создание рисунков, арт-объектов, видеороликов по художественным произведениям).
  • Задания типа "напиши рецензию на несуществующую книгу".
  • Создание собственных сценариев, художественных произведений.
 
Пополнение словарного запаса
  • Работа с фразеологизмами и мемами.
  • Расширение кругозора.
  • Игры и конкурсы на активизацию словарного запаса (описать что-то, не называя определённых слов, написать как можно больше слов на тему, составить облако слов по ключевому слову и т.п.)
  • Игры с толковыми словарями.
  • Создание картотеки неологизмов.
  • Анализ текстов узкой тематики (поиск и толкование устаревших и диалектных слов, профессионализмов и т.п.)

Развитие устной речи
  • Игры на речевое взаимодействие ("Мафия", "Крокодил", "Вертушка", "Да, но..." и т.п.)
  • Озвучивание эпизодов фильмов ( с собственным текстом).
  • Анализ ораторских приёмов (по записи лекций и публичных выступлений видных деятелей культуры, политиков).
  • Участие в событии + рассказ о событии (видеоблог о путешествии, фильм о том, как класс сходил на экскурсию и т.п.)
  • Дискуссионный клуб с отработкой навыков культурной дискуссии.

Обучение редактированию
  • Тавтология. Упражнения типа "зачеркни лишние слова".
  • Устранение ошибок в композиции.
  • Алогизмы.
  • Языковые ошибки.

Целеполагание 
  • Издание школьной газеты.
  • Издание литературного альманаха.
  • Волонтёрская деятельность.
  • Обсуждение фильмов.
  • Исследовательская деятельность и защита проектов.
  • Беседы о смысле писательского труда.

Теги: развитие речи, программа, стилистика, анализ текста, креативность, мышление, логика, стиль, письмо по образцам
Автор:  Юлия Фишман
Свидетельство о публикации № 898650 от 22 ноября 2016

Возврат к списку


 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений